ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

XI. Стимулирование рынка труда

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 ”О стимулировании работников организаций отраслей экономики“ Данным Декретом устанавливается единый норматив отнесения стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом взамен действующих трех нормативных размеров – 30% начисленной премии, 30% надбавки за высокие достижения в труде и 20% надбавки за стаж работы.

При этом организациям, обеспечившим по итогам предыдущего года выполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованной продукции, предоставляется право включать в затраты до 100% указанных выплат.

С принятием Декрета наниматель самостоятельно вправе определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

Порядок использования стимулирующих выплат будет устанавливаться нанимателем на основании локального нормативного правового акта.

Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 ”О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году“ Данным Указом предоставлено право руководителям коммерческих организаций независимо от формы собственности:
  • ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции, в том числе на экспорт, и снижение запасов готовой продукции;
  • устанавливать руководителям и специалистам структурных подразделений организаций, обеспечивающим поступление валютной выручки, персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).
При этом указанные выплаты не будут ограничиваться размерами, установленными действующим законодательством, и в полном объеме будут относиться на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

Перечень работников, конкретные размеры и условия выплаты указанных видов вознаграждения будут определяться локальными нормативными правовыми актами организаций (коллективный договор, положение).

Такие же персональные условия оплаты труда могут распространяться и на руководителей организаций по решению собственника имущества либо органа, заключившего с ними контракт.

Названные условия оплаты труда будут действовать в качестве эксперимента в течение 2009 года.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2009 г. № 103 "О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. N 1003 и от 27 декабря 2004 г. N 1651 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам регулирования оплаты труда" Данным постановлением предусматривается:
  • отмена необходимости обязательного установления министерствами, концернами, исполкомами предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, в подведомственных организациях государственной формы собственности достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда, либо имеющим долю выплат за счет прибыли в общем фонде заработной платы более 30 процентов, поскольку данный вопрос урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1887 ”О вопросах распределения и использования чистой прибыли и расходов на потребление“;
  • снятие ограничений по включению в затраты выплат по тарифным ставкам и должностным окладам работников и предоставление права нанимателям включать указанные выплаты в затраты, исходя из фактически действующей в организации тарифной ставки первого разряда, а не из ее предельного размера (бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированный на отраслевой коэффициент);
  • расширение прав руководителей министерств, концернов и исполкомов в части установления повышенного коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и по организации в целом и исключение условия обязательного согласования указанных повышенных коэффициентов с Премьер-министром Республики Беларусь или Заместителем Премьер-министра с возложением персональной ответственности на руководителей государственных органов за принятые решения.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2009 г. № 288 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам оплаты труда“ Данное постановление направлено на максимальное упрощение системы оплаты труда руководителей организаций Беларуси, а также усиление материальных стимулов их деятельности.

Так, постановлением увеличен коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы по организациям в целом с 4,0 до 5,0. Это касается организаций всех форм собственности. Таким образом, предоставлены равные права и возможности в усилении стимулирования труда руководителей организаций государственной и негосударственной форм собственности.

Для руководителей госорганизаций, имеющих высокую эффективность работы и приоритетное значение в развитии отрасли, предусмотрено, как и ранее, устанавливать коэффициент соотношения в размере свыше 5,0 по представлению органа государственного управления, иной организации, подчиненной правительству, облисполкомов и Мингорисполкома постановлением Совета Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Кроме того, не будет устанавливаться коэффициент соотношения руководителям организаций, условия оплаты труда которых определены в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49, что позволит нанимателю усилить стимулирование руководителей организаций за обеспечение получения валютной выручки, снижение запасов готовой продукции и увеличение реализации продукции, товаров (работ, услуг).

Таким образом, упрощена система оплаты труда руководителей, отменен достаточно трудоемкий механизм образования должностного оклада. Одновременно с этим увеличены размеры надбавок и премий за результаты финансово-хозяйственной деятельности, а выплаты из прибыли по системам премирования не ограничиваются. Вместо ранее действовавших 15 элементов, используемых при формировании заработной платы руководителя, а также последовательности их использования при начислении фактической суммы заработной платы, оставлено практически в два раза меньше элементов, повышена также роль стимулирующих выплат за выполнение показателей социально-экономического развития.

Нанимателю предоставлено право самостоятельно определять конкретные основания, размеры повышения тарифного оклада руководителя, условия и периодичность их установления. При этом конкретный порядок повышения тарифного оклада будет предусматриваться в контракте.

Упраздняются основания установления надбавок руководителю. Так, вместо надбавки за сложность и напряженность (50%) и надбавки за продолжительность непрерывной работы, стаж работы (20%) устанавливается руководителю единая надбавка в размере до 100% должностного оклада включительно с учетом сложности и напряженности работы, организационной структуры управления, стажа работы и других оснований, отражающих специфику работы руководителя.

Кроме того, обеспечен единый подход в исчислении надбавок и доплат. Надбавки за увеличение объемов управленческого труда и за высокие достижения в труде, а также доплаты за ученые степени будут рассчитываться от должностного оклада руководителя.

В целях расширения прав нанимателей в определении действенных систем стимулирования руководителей предусмотрено изменение показателей премирования. Выделяется императивный показатель: рост валютных поступлений (поступление валютной выручки) - до 30% должностного оклада, и остальные - индикативные, которые устанавливаются по решению нанимателя с учетом специфики производства и необходимости решения текущих задач организации, - в размере до 70% должностного оклада. В их числе - увеличение объема реализации продукции, товаров (работ, услуг), выполнение планового задания по реализации продукции на экспорт, целевых показателей по энергосбережению, увеличению использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижение энергоемкости продукции.

Сняты все ограничения по системам премирования из прибыли, оставшейся после налогообложения. В данном случае нанимателю предоставлено право самостоятельно устанавливать конкретные показатели, условия и размеры премий из прибыли, что позволит установить прямую зависимость размера премии от размера получаемой организацией прибыли.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2009 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2010 г. № 1285 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь и их структурных элементов“

Данным постановлением в Беларуси расширены права собственника имущества и нанимателя при формировании условий оплаты труда руководителей и работников организаций, снижен административный контроль за заработной платой, упрощен порядок начисления и выплаты премий должностным лицам коммерческих организаций.

Постановление, принятое в соответствии с Указом Президента Беларуси от 6 августа 2010 года № 405, стало очередным шагом на пути дальнейшей либерализации условий ведения хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

Документ содержит ряд новаций.

Во-первых, внесены серьезные корректировки в один из основных документов, регулирующих условия оплаты труда руководителей организаций, - постановление Совета Министров от 25 июля 2002 года № 1003. В частности, сужен круг организаций, в отношении руководителей которых нормы Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе носят обязательный характер.

Ранее постановлением № 1003 было рекомендовано собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности при формировании условий оплаты труда их руководителей применять нормы этого Положения. Отныне наряду с указанными организациями получили рекомендательный статус в применении Положения также организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%.

Кроме того, уточнена норма, согласно которой руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, могут устанавливаться на период не более двух лет надбавки за увеличение объемов управленческого труда в размере, не превышающем 30% должностного оклада.

При этом из Положения исключено условие установления указанной надбавки, а также надбавка руководителю за высокие достижения в труде, утерявшие экономический смысл с принятием Указа Президента № 405.

Во-вторых, изменения коснулись постановления Совета Министров от 27 декабря 2004 года № 1651.

Этим документом был утвержден базовый предельный норматив тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. При этом постановлением были установлены дифференцированные коэффициенты к предельному нормативу в зависимости от основного вида экономической деятельности организации в пределах от 1 до 1,5.

После вступления в силу постановления № 1285 – то есть с 1 сентября 2010 года – предельный норматив и дифференцированные коэффициенты будут применяться только в организациях, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Кроме того, постановлением № 1651 было определено, что в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями, независимо от форм собственности (кроме организаций с иностранными инвестициями), включаются выплаты по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200%.

Эти нормы исключены из постановления № 1651, а постановление № 738 и дополнения к нему признаны утратившими силу.

В-третьих, постановлением № 1285 внесены корректировки в постановление Совета Министров от 27 апреля 2006 года № 555. Этим документом было установлено, что премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций, имеющих по итогам предыдущего года убыток от реализации продукции, товаров (работ, услуг), осуществляется по итогам работы за квартал. При этом 30% начисленной премии резервируется и выплачивается при отсутствии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг): за первый и второй кварталы - по итогам работы за первое полугодие, а за третий и четвертый кварталы - по итогам работы за весь год.

Теперь постановление № 555 дополнено нормой, согласно которой премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов во втором полугодии отчетного года может производиться без резервирования начисленной премии, если по результатам работы организации за первое полугодие этого года получена прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Эта мера позволит нанимателям принимать оперативные решения о поощрении руководителей организаций за улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, а руководителям - аналогичные решения в отношении своих заместителей и главных специалистов.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2009 г. № 1476 ”О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003“

Данным постановлением изменяется механизм установления и повышения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом, что поставит в равные условия руководителей организаций различных форм собственности, включая банки.

В настоящее время нормативным документом, на основе которого формируются условия оплаты труда руководителей организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их имуществе, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности".

Так, нормами пункта 2 постановления № 1003 установлено, что коэффициент соотношения средних заработных плат руководителя и по организации в целом (далее – коэффициент соотношения), независимо от формы собственности, не может превышать 5,0. Конкретный коэффициент в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников устанавливается органом, заключившим контракт, а для руководителей организаций с долей собственности государства в их имуществе – органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Для руководителей стабильно работающих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество, коэффициент может быть установлен свыше 5,0.

Повышенный коэффициент устанавливается по представлению республиканского органа государственного управления, иной организации, подчинённой Правительству, (далее – концерны) облисполкома (Мингорисполкома) постановлением Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Постановлением № 1003 не был предусмотрен порядок установления повышенного коэффициента (свыше 5,0) для руководителей организаций частной формы собственности, не входящих в систему министерств и концернов, а также банков.

В то же время, в условиях улучшения делового климата и насущной потребности в притоке иностранных инвестиций в республику является крайне важным практическое обеспечение привлекательности условий осуществления экономической деятельности для иностранных инвесторов, организаций, включая банки, в которых нерезиденты Республики Беларусь имеют контрольный пакет акций.

В связи с этим постановлением № 1476 предусматривается, что с 1 января 2010 г. фактический коэффициент соотношения будет рассчитываться нарастающим итогом с начала отчётного года и не сможет превышать для руководителей организаций независимо от формы собственности 8,0.

При этом для руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, то есть в акционерных обществах, где контрольный пакет акций принадлежит государству, коэффициент соотношения будет устанавливаться:

до 5,0 включительно – органом, заключающим контракт;

свыше 5,0 и до 8,0 включительно – путем принятия по согласованию с Президентом Республики Беларусь соответствующего постановления Совета Министров на основании представления республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкома, Минского горисполкома и Нацбанка (в отношении банков).

Следовательно, постановлением № 1476 сохранён механизм установления повышенного коэффициента (свыше 5,0 и до 8,0 включительно) для руководителей эффективно работающих государственных организаций и руководителей организаций, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству, а также установлен такой же порядок в отношении руководителей банков с долей собственности государства в их имуществе свыше 50 процентов.

Для руководителей иных организаций (организации негосударственной формы собственности либо акционерные общества, в которых государство не обладает контрольным пакетом акций) коэффициент соотношения будет устанавливать орган, заключающий контракт, самостоятельно до 8,0 включительно.

В данном случае у нанимателя указанных организаций, в том числе банков, в уставном фонде которых контрольный пакет акций принадлежит частному капиталу или нерезидентам Республики Беларусь, появится более гибкий рычаг материального стимулирования руководителей, что в реальных условиях экономики позволит устанавливать им достаточно высокий уровень заработной платы.

Коэффициент для руководителя будет устанавливаться в общем порядке нанимателем, то есть органом, заключившим контракт, а для руководителей акционерных обществ с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, согласовываться с органом, осуществляющим владельческий надзор (например, министерством или концерном).


Постановление Минтруда и соцзащиты

Внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Новая редакция этой инструкции вступает в силу с 1 сентября 2009 г.

Корректировки в порядок применения ЕТС приняты в целях либерализации государственной политики в области оплаты труда, упрощения и снижения трудоемкости порядка начисления и расчета заработной платы работников коммерческих организаций.

В инструкции содержится пять основных новаций:

  • упрощен порядок формирования тарифных ставок и должностных окладов работников путем установления единого для всех работников норматива их повышения;
  • нанимателю предоставлено право на основании локального нормативного правового акта (коллективного договора, положения об оплате труда и др.) в зависимости от финансового положения организации и других факторов дифференцировать тарифные ставки (оклады) работников и сдельные расценки путем их повышения до 300% включительно по совокупности оснований (за квалификационную категорию, наличие в организации филиалов, применение дезинфицирующих средств уборщиками помещений, проводимую работу по нормированию труда и снижению трудоемкости и др.);
  • установлен единый подход к тарификации должностей специалистов и руководителей отраслей экономики, максимально унифицировав ее по видам деятельности и другим признакам;
  • расширен диапазон тарификации должностей служащих, в соответствии с которым их тарифные разряды будут устанавливаться руководителем организации самостоятельно;
  • отменен порядок тарификации руководителей и специалистов в зависимости от основного вида экономической деятельности организации.


Версия для печати