ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

I. Совершенствование административных и технических процедур

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 104 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178“ Данный Указ направлен на дальнейшую либерализацию экономических условий и инвестиционного климата в Беларуси. В соответствии с документом, в целях дебюрократизации внешнеэкономической деятельности в Беларуси с 1 апреля 2009 года упрощается порядок проведения и контроля внешнеторговых операций.

Существующий достаточно формализованный механизм оформления паспорта сделки заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. Регистрация будет осуществляться в день представления документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор.

Исключена необходимость согласования проводимых внешнеторговых сделок (в отношении пивоваренного ячменя и неподжаренного солода из ячменя) с концерном ”Белгоспищепром“, а также получения оттиска штампа ОАО ”Белорусская универсальная товарная биржа“ на внешнеторговых договорах, заключенных на биржевых торгах.

Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено право не регистрировать сделки при предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию республики.

Резиденты, осуществляющие внешнеторговые операции, могут также прекращать обязательства путем заключения договора факторинга либо с использованием неденежных форм; осуществлять перемену лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки; самостоятельно определять сведения, указываемые в документах, посредством которых оформлены внешнеторговые операции (за исключением условий расчета, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таких документах).

Дополнительно к определенным в настоящее время случаям из-под действия валютного контроля выведены внешнеторговые операции:
  • связанные с передачей имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо от того, является арендатором или арендодателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг);
  • проводимые между резидентами и нерезидентами в рамках выполнения административных процедур;
  • по договорам страхования (всех видов), договорам займа и кредитным договорам;
  • при проведении которых фактическими получателями охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг выступают физические лица – резиденты либо нерезиденты;
  • относимые к банковским операциям;
  • проводимые резидентами на территории Беларуси с представительствами (филиалами) нерезидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь, для собственных нужд с целью обеспечения функционирования этих представительств (филиалов), консульских учреждений, а также с физическими лицами – нерезидентами по реализации товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ и услуг) для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Расширены возможности проведения резидентами расчетов по внешнеторговым операциям.

Кроме того, до 1 мая 2009 года Совет Министров должен определить новый комплексный порядок представления резидентами статистических деклараций (периодических статистических деклараций) при исполнении внешнеторговых договоров, когда таможенное оформление товаров не производится, с определением процедуры и случаев подачи таких деклараций.

Новые правила проведения и контроля внешнеторговых операций вступают в силу с 1 апреля 2009 года.

Реализация Государственной целевой программы по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 – 2010 годы (АИС ”Расчет налогов“) Данная Госпрограмма принята в целях упрощения процедур налогового администрирования МНС в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы.

Реализация этой программы позволит плательщикам:
  • автоматизировать процесс расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) (расчет будет производиться компьютером на основании внесенных плательщиком данных);
  • представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) в электронном виде (не потребуется представление декларации на бумажном носителе).
В соответствии с этапами реализации Государственной целевой программы утверждены технические задание и проект, проводится опытная эксплуатация подсистем первой очереди АИС ”Расчет налогов“.

Представление в налоговые органы плательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде начато с 1 апреля 2009 г.

Использовать электронное декларирование могут все желающие, в том числе юрлица, физлица, ИП, которые хотят воспользоваться электронным способом подачи деклараций.

Для работы с системой электронного декларирования плательщикам необходимо выполнить ряд процедур. В частности, нужно зарегистрироваться в качестве абонента удостоверяющего центра, то есть Информационно-издательского центра по налогам и сборам, который располагается в Минске по проспекту Машерова, 7. Начиная с 1 апреля этот центр выдает абоненту аппаратный носитель ключевой информации, диск с программным обеспечением для работы с электронно-цифровой подписью, а также комплект других документов (договор, карточку открытого ключа удостоверяющего центра, акт выполненных работ). Услуги центра платные.

Затем следует установить программное обеспечение. Для работы с электронным декларированием плательщик должен иметь компьютер с доступом в Интернет. После того как требуемое программное обеспечение будет установлено на компьютере, пользователь может осуществлять подготовку и передачу в налоговые органы электронных налоговых деклараций.

Уведомление о результате приема электронной налоговой декларации на портале МНС плательщик будет получать через несколько минут после отправки. На следующий день он получит уведомление о ее приеме от налогового органа по месту постановки на учет.

Слайд Как подать электронную налоговую декларацию


Решения облисполкомов и Минского горисполкома Унифицированы перечни административных процедур, совершаемых областными (Минским городским), городскими, районными исполнительными комитетами, их структурными подразделениями и подчиненными им государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2009 г. № 171 ”Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и о внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 1430“ Данное постановление направлено на упрощение процедур государственной гигиенической регламентации и регистрации, уменьшению финансовых затрат заявителей и реализации принципа "одно окно" при осуществлении административной процедуры государственной гигиенической регламентации и регистрации.

Так, согласно постановлению, сроки действия удостоверений о государственной гигиенической регламентации и регистрации на отечественную продукцию серийного производства составят до 5 лет, на опытную партию товара - до 1 года, а на средства защиты и регуляторы роста растений в случае, когда необходимо проводить дополнительные лабораторные исследования по оценке опасности их негативного воздействия на здоровье человека, - 2 года.

Что касается зарубежных товаров, то на продукцию серийного производства, с учетом результатов инспектирования зарубежного производства, сроки действия удостоверений о государственной гигиенической регламентации и регистрации составят 5 лет. Это же касается и средств защиты и регуляторов роста растений. На продукцию, ввозимую в Беларусь по внешнеторговому контракту (договору) срок действия такого удостоверения составит до 1 года, на средства защиты и регуляторы роста растений при необходимости дополнительных лабораторных исследований - 2 года.

Сроки действия удостоверений о государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции, в отношении которой данная процедура проводится в рамках признания зарубежных документов о государственной гигиенической регистрации, выданных в странах, с которыми Беларусь имеет соглашения о взаимном признании указанных документов, составят: на продукцию серийного производства - до 5 лет, а на товары, ввозимые в Беларусь по внешнеторговому контракту (договору) - до 1 года.

Сроки действия удостоверений на технологическое оборудование для выпуска пищевой и парфюмерно-косметической продукции, торговое или другое производственное оборудование, установленное на производстве и подлежащее государственной гигиенической регламентации и регистрации, будут выдаваться на период эксплуатации в условиях указанного производства.

Данным постановлением установлен также исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для проведения государственной гигиенической регламентации и регистрации.

Помимо этого, с целью усовершенствования процедуры государственной гигиенической регламентации и регистрации в Беларуси на 38,8% сокращен перечень продукции, подлежащей данной административной процедуре. В частности, из этого перечня исключены наименее потенциально опасные товары, использование которых может привести к нарушениям здоровья человека. Кроме того, за счет расширения перечня организаций здравоохранения, осуществляющих государственную гигиеническую регистрацию, данная административная процедура стала максимально приближена к заинтересованным лицам.

Постановление вступает в силу с 12 мая 2009 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2009 г. № 254 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в сфере здравоохранения“ Данное постановление принято в целях упрощения порядка назначения клинических испытаний при осуществлении административных процедур по государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с документом, время проведения указанных процедур сокращено на 30 дней.

Одновременно сокращается срок проведения государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций с 30 до 10 дней.

Кроме того, с учетом утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2009 г. № 171 нового перечня административных процедур, совершаемых Минздравом и подчиненными ему государственными организациями, вносятся изменения и дополнения редакционного и технического характера в ряд решений Правительства Республики Беларусь.

При этом обеспечивается единообразный подход к совершению указанных административных процедур на всей территории Республики Беларусь на основе принципа ”одно окно“, гарантируется безопасность, эффективность и качество медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных средств, фармацевтических субстанций, а также химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, представляющих потенциальную опасность для здоровья людей.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2009 г. № 328 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2007 г. № 1604“ Данное постановление принято в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. "Об основах административных процедур" и предусматривает внесение существенных изменений и дополнений в Перечень административных процедур, совершаемых Министерством труда и социальной защиты в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный Постановлением Совета Министров от 24 ноября 2007 г. № 1604.

Данный Перечень сокращен с 14 до 11 процедур и дополнен графой "Срок действия справок (документов), выдаваемых при осуществлении административной процедуры".

Сокращен срок выполнения административной процедуры "Согласование проектов технических нормативных актов (технических условий)" с 20 до 15 дней. Исключение составляют процедуры, требующие изучения большого объема документов и запроса дополнительных документов для принятия по ним обоснованного решения. Это, во-первых, заключение по результатам экспертизы правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах; во-вторых, заключение по результатам экспертизы качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда и обоснованности предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; в-третьих, заключение по результатам экспертизы условий труда на рабочих местах; в-четвертых, заключение по результатам экспертизы условий труда по разделу "Организация и условия труда работников" в проектной документации на строительство, реконструкцию объектов производственного назначения.

Постановлением предусматривается значительное сокращение перечня представляемых документов при совершении таких административных процедур, как заключение о соответствии технологического оборудования, производственных (технологических) процессов, условий и охраны труда требованиям нормативных правовых актов и заключение при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения.

Из перечня исключаются административные процедуры "Выдача плательщику для представления в банк справки о постановке на учет в органе Фонда", "Выдача плательщику для представления в банк справки о наличии либо отсутствии задолженности по платежам в Фонд".

Кроме того, сокращен с 30 до 2 дней срок проведения административной процедуры "Выдача справки о расчетах с бюджетом Фонда при ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя".

Государственному комитету по стандартизации поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.

Постановление вступает в силу с 12 мая 2009 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г. № 423 ”О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2007 г. № 1646“ Данным документом внесены изменения в постановление Совета Министров от 29 ноября 2007 г. № 1646 ”Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых Министерством транспорта и коммуникаций и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, обеспечивающие упрощение, оптимизацию административных процедур, в том числе сокращение их количества с 76 до 46.

Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 52 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443“

Данный Указ регулирует вопросы формирования платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур и размера вознаграждения по договорам-поручениям.

Документ принят в целях дальнейшего сокращения количества и упрощения административных процедур, совершаемых государственными органами и организациями, и направлен на оптимизацию размеров платежей, не являющихся таможенными пошлинами, а также перечней документов и сведений в сфере внешней торговли при экспорте/импорте товаров.


Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 ”О лицензировании отдельных видов деятельности“

Данный Указ принят в целях дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в Республике Беларусь.

Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один.

Указ обеспечивает комплексное регулирование отношений в области лицензирования и предусматривает утверждение Положения о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

В Положении предусматривается корректировка действующих предписаний, установленных актами законодательства в области лицензирования, которая обеспечивает более точное изложение формулировок в целях исключения их неоднозначного понимания и применения, а также законодательное закрепление новых подходов к решению отдельных вопросов лицензирования, конкретизации и упорядочению связанных с ним административных процедур.

Так Положением предусмотрено сокращение сроков совершения процедур лицензирования. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений сокращается до 15 рабочих дней, срок рассмотрения заявления о продлении действия лицензии, а также проведения проверки (экспертизы) соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям – до 10 рабочих дней, выдачи дубликата лицензии, представления информации из реестра лицензий – до 3 рабочих дней, выдачи Государственным таможенным комитетом лицензии на деятельность в качестве владельца магазина беспошлинной торговли и (или) владельца свободного склада – до 5-дневного срока со дня получения указанным Государственным комитетом соответствующего решения.

В перечне лицензируемых видов деятельности приведены наименования видов деятельности и составляющих работ (услуг) при их наличии, указаны государственные органы и иные государственные организации, уполномоченные на выдачу лицензий, определен срок действия лицензий. Перечень лицензируемых видов деятельности является исчерпывающим.

При этом в отношении 16 видов деятельности срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет. В числе таких видов: деятельность в области автомобильного транспорта, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, деятельность по оказанию психологической помощи, деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки, деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, медицинская деятельность, оптовая и розничная торговля нефтепродуктами, охранная деятельность, розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиям и фармацевтическая деятельность.

Указ вступает в силу с 1 января 2011 г.

При этом Указом предусмотрено, что юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели вправе не продлевать в период со дня официального опубликования Указа до его вступления в силу срок действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности либо специальных разрешений (лицензий), включающих только те составляющие виды деятельности работы и (или) услуги, лицензирование которых отменяется. Они могут осуществлять деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 января 2011 г., при условии соблюдения требований, предусмотренных Указом, до истечения срока их действия.



Версия для печати