ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

III. Совершенствование процедур, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. № 265 ”О внесении дополнения и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72“

Данный Указ принят в целях обеспечения опережающего строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для районов жилой застройки. Документом разрешено всем организациям независимо от формы собственности осуществлять финансирование проектирования и строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Частные организации, имеющие соответствующие лицензии, смогут вкладывать собственные средства в строительство этих объектов. В результате увеличится доля эксплуатирующих организаций и уменьшится нагрузка на бюджет, будут обеспечены равные права субъектов хозяйствования всех форм собственности для осуществления деятельности, ускорится процесс строительства.

В настоящее время финансирование проектирования и строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов (включая средства дорожных и других государственных целевых бюджетных фондов, средства от продажи права аренды земельных участков и от продажи таких участков), собственных средств организаций, входящих в состав Белорусского государственного энергетического концерна, газоснабжающих организаций, входящих в состав Белорусского концерна по топливу и газификации, организаций, подчиненных Министерству связи и информатизации, Министерству транспорта и коммуникаций.

Решения о порядке участия организаций негосударственной формы собственности в финансировании проектирования, строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки принимаются облисполкомами и Минским горисполкомом.

Правительством в двухмесячный срок будут определены порядок проектирования и строительства объектов в районах усадебной жилой застройки, а также порядок финансирования проектирования, строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.

Указ позволит более оперативно осуществлять финансирование строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, решать проблему ввода жилья в эксплуатацию, в том числе для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. № 266 ”О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676“

Данным Указом предусматривается возможность выделения в архитектурном и строительном проектах очередей строительства и пусковых комплексов с проведением государственной экспертизы каждого из них и утверждением их в установленном порядке, а также сметной стоимости строительства объекта в целом. Указанные процедуры позволят оперативно задействовать мощности строящегося объекта.

Предусматривается также выделение в строительном проекте этапов работ по строительству объекта. В результате проектные работы могут выполняться при одновременном строительстве объекта, что позволит максимально сократить инвестиционный цикл в строительстве.

Решение о параллельном проектировании и строительстве объекта принимается заказчиком (застройщиком), если иное не определено законодательством или инвестиционным договором. Эта норма упростит процедуру и сократит сроки принятия решения о параллельном проектировании и строительстве.

Кроме того, в целях сокращения сроков при повторном использовании проекта Указом исключается требование о необходимости положительного заключения заказчика по проекту при приемке жилого дома в эксплуатацию, поскольку основным условием для включения этого проекта в Республиканский перечень проектов для повторного применения в строительстве является положительное заключение органов государственной экспертизы.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2008 г. № 1214 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь“

Данным постановлением предусмотрено, что в случае безвозмездной передачи эксплуатационной организации объекта инженерно-транспортного обеспечения (капитального строения) для государственной регистрации его создания и права такой организации на него предоставляются только документы, подтверждающие строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (для государственной регистрации создания объекта инженерно-транспортного обеспечения), а также акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 ”Об утверждении Положения о параллельном проектировании и строительстве объектов и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476“

Данным постановлением в Беларуси определен порядок параллельного проектирования и строительства объектов. Документ принят в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. № 266, согласно которому проектные работы в Беларуси можно вести параллельно со строительством объектов. Эта норма направлена на упрощение процедур и сокращение сроков реализации проектов.

В соответствии с утвержденным Положением, решение о параллельном проектировании и строительстве объекта принимается заказчиком, застройщиком, если иное не установлено законодательством или инвестиционным договором, и указывается в задании на проектирование. В строительном проекте выделяются этапы работ по строительству данного объекта, очереди строительства, пусковому комплексу. Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями актов законодательства, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области архитектурной и строительной деятельности.

При выделении этапов работ в строительном проекте необходимо учитывать, что перечень и объем работ, а также сроки завершения этапов работ определяются на основе технологической последовательности производства строительно-монтажных работ и установленных проектом сроков окончания строительства отдельных объектов и стройки в целом. При наличии технической возможности перечень и объем работ, составляющие этап работ, выпускаются с определением потребности в материально-технических ресурсах для каждого из этапов.

Постановление № 1001 вносит дополнения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденное постановлением Совета Министров от 8 октября 2008 г. № 1476. Предусматривается, что в случае параллельного проектирования и строительства объекта этапы работ, выделенные в строительном проекте, а также очереди строительства и пусковые комплексы, выделенные в архитектурном и (или) строительном проектах, подлежат госэкспертизе.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2009 г. № 313 ”О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 и от 20 февраля 2007 г. № 224“

Данное постановление принято в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования конкурсного размещения заказов в строительстве.

Документом, в частности, внесены изменения и дополнения в Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235.

В развитие Указа Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 690 принята норма, согласно которой проведение подрядных торгов не является обязательным при размещении заказов на строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.

Кроме того, уточняется, что Положение не распространяется на закупку технологий и оборудования для строительства объектов, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации.

В целях установления единых подходов к некоторым терминам, применяемым в Положении, уточнена формулировка термина ”лот“. Учитывая особенности организации строительного производства, предоставлена возможность в качестве одного лота определять несколько видов товаров, необходимых для выполнения определенного вида, этапа работ (например, материалы для выполнения тепловой реабилитации зданий, как правило, предлагается в виде комплектной поставки набора строительных материалов). Положение дополнено формулировкой ”однородные товары, работы, услуги“, которая соответствует подходам Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь.

Изменения, внесенные в Положение, касаются также проведения торгов по упрощенной схеме и призваны повысить эффективность конкурсных размещений заказов. На практике не все претенденты могут участвовать в торгах, так как зачастую они не успевают подготовить соответствующие документы в те сжатые сроки, которые установлены упрощенной схемой проведения торгов. В связи с этим установлен срок не менее 15, но и не более 30 дней для подготовки и подачи претендентами конкурсных предложений.

Кроме того, в целях выполнения Плана первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, Положение дополнено нормами, обеспечивающими совершенствование порядка выбора подрядчиков на строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт объектов ”под ключ“.

С этой целью введено определение строительства ”под ключ“ для целей положения. Так, установлено, что строительство ”под ключ“ – это осуществление строительной деятельности подрядчиком, выполняющим весь комплекс работ от изысканий и проектирования до сдачи объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций. Данный термин имеет широкое распространение как в нормативных правовых актах, так и в практической деятельности.

Установлены упрощенные требования к наличию исходно-разрешительной документации у заказчика, планирующего проводить торги для строительства ”под ключ“, а также требования к конкурсной документации при проведении таких торгов.

В целях упрощения процедуры закупки строительных материалов и конструкций Республики Беларусь, сокращения сроков их поставки на объекты строительства и обеспечения возможности использовать взаимозачетную схему расчетов за поставляемую продукцию (товары, услуги) в Перечень товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, при заключении договоров на поставку которых проведение торгов не является обязательным, включены следующие основные строительные материалы: кирпич силикатный и керамический, блоки из ячеистого бетона, известь строительная и сухие строительные смеси, керамзитовый гравий, аглопорит, плиты и изделия пенополистирольные теплоизоляционные, плиты полистиролбетонные теплоизоляционные, клееные деревянные конструкции, окна, минераловатные плиты, железобетонные и бетонные изделия, металлоконструкции, плитка облицовочная, изделия санитарные керамические, шифер всех видов.


Указ Президента Республики Беларусь от 21 августа 2009 г. № 427 ”Об удешевлении строительства гаражей и автомобильных стоянок“

Данным Указом предусматривается освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации вновь построенных на территории Беларуси гаражей и автостоянок (долей в праве собственности на автостоянку) застройщиком, гаражным кооперативом, а также кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автостоянок. Кроме того, предусматривается освобождение от НДС оборотов по строительству названных объектов и отчислений в инновационный фонд по ним.

Эти меры позволят уменьшить стоимость строительства и ремонта гаражей и автостоянок на 18%.

Предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков под гаражи и стоянки будет осуществляться без проведения аукциона на право заключения договоров аренды. Органы местного управления будут самостоятельно в установленном порядке принимать решения об их выделении по заявительному принципу.

Указ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. № 935 ”О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 349“

Документом внесены изменения в постановление Совета Министров от 30 марта 2006 г. № 349, предусматривающие снятие ограничений на строительство и эксплуатацию автомобильных заправочных станций.


Решения Минстройархитектуры – утверждены Методические указания, определяющие порядок организации процедур всего инвестиционного цикла в строительстве – от получения разрешительной документации до сдачи объекта в эксплуатацию, который исключает процедуры повторного согласования;
– утверждены Методические рекомендации о пошаговых действиях застройщика при осуществлении им строительства одноквартирного, блокированного жилого дома.

Решения Минстройархитектуры

Белорусская строительная отрасль переведена на европейские стандарты.

С 1 января 2010 года в стране начали действовать все 58 идентичных еврокодам технических кодексов, регламентирующих расчеты и проектирование конструкций из различных материалов. С нынешнего года также введены утвержденные в качестве национальных 668 гармонизированных с Директивой 89/106/ЕЕС европейских стандартов, на которые даны ссылки в еврокодах. Речь идет о евростандартах по целому ряду направлений, в том числе стандартизации производства стройматериалов, конструкций и изделий, проектных работ. Именно этот блок технических нормативных правовых актов применяется всеми странами ЕС в области строительства.

В связи с введением в Беларуси с января европейских стандартов разработана и утверждена Программа мероприятий по внедрению на предприятиях и в организациях норм проектирования и стандартов Европейского союза в области строительства, которая будет реализована в текущем году.

Введение в Беларуси в действие европейских стандартов в сфере строительства не означает отмену национальных технических нормативных правовых актов (ТНПА). Определенное время евростандарты будут применяться наряду с действующей национальной нормативной базой.



Версия для печати