ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

IV. Совершенствование имущественных и земельных отношений

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Закон Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 172-З ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества“

Данный Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. Он направлен на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

В соответствии с новым Законом о приватизации ожидаются подвижки и в плане оценки имущества. Будут меняться подходы и в части выкупа арендованного государственного имущества, и в части оценки, чтобы была понятна стоимость объекта не только для продавца (государства), но и для покупателя (инвестора). Действовавшие ранее подходы в оценке стоимости имущества были одним из недостатков, которые влияли на процесс приватизации в стране.

С 2011 года появляется возможность проводить оценку основных фондов прямым методом, что позволит определить реальную, справедливую их стоимость и отразить в балансе предприятия. Это будет способствовать улучшению экономики предприятия, минимизации затрат и себестоимости. Теперь при оценке предприятий будет учитываться реальная стоимость основных фондов.

Закон предусматривает исключение следующих способов приватизации:

  • - продажа работникам предприятий и приравненным к ним лицам принадлежащих государству акций ОАО, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, за денежные средства на льготных условиях и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество";
  • - выкуп арендованного государственного имущества арендным предприятием.

Также предусмотрено обеспечение возмездности отчуждения объектов приватизации в собственность субъектов приватизации (за плату либо посредством приобретения в госсобственность акций создаваемых ОАО, в уставный фонд которых вносится госимущество), расширение приватизационного поля и уточнение способов приватизации госимущества, планирование приватизационных процессов на среднесрочный период.

Кроме того, предоставляется возможность продажи объектов приватизации в случае, если аукцион или конкурс признан несостоявшимся в силу того, что заявка на участие в них подана одним участником.

Данный законодательный акт учитывает рекомендации МВФ и Всемирного банка.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1929 ”О мерах по реализации Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества“

Данное постановление принято в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества".

Документом утверждены пять Положений:

  • Положение о порядке проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия;
  • Положение о порядке определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Беларусь;
  • Положение о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации;
  • Положение о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации;
  • Положение о порядке проведения конкурса по передаче принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления.

Кроме того, постановлением утвержден перечень печатных средств массовой информации, в которых будут публиковаться планы приватизации, планы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также информация об объектах приватизации. Это газеты "Советская Белоруссия", "Рэспублiка", "Звязда", "Народная газета", "Белорусская нива". Они также будут публиковать сообщения о проведении аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации, конкурсов по передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление. Кроме того, в соответствии с новым Законом, подлежит опубликованию информация и о проданных объектах приватизации, покупателях и условиях продажи объектов приватизации.

Для приведения актов законодательства в соответствие с нормами закона о приватизации внесены изменения и дополнения в ряд других постановлений Правительства. Они касаются порядка выплаты вознаграждения юридическому или физическому лицу, в управление которого переданы на конкурсной основе акции, принадлежащие Республике Беларусь. Также изменения коснулись и деятельности представителей государства в органах управления хозобществ.


Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 ”О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений“

Данным Декретом:

  • установлен минимальный срок аренды (субаренды) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, находящихся как в государственной, так и в частной собственности. Этот срок составляет 3 года. На срок менее трех лет договоры могут быть заключены только с согласия арендаторов;
  • отменена государственная регистрация договоров аренды, субаренды недвижимого имущества и безвозмездного пользования им, вносимых в эти договоры изменений (дополнений) и расторжения таких договоров;
  • договоры считаются заключенными со дня их подписания сторонами (ранее – со дня государственной регистрации);
  • на арендодателей (ссудодателей) возлагается только одна обязанность – уведомить в течение 10 дней в произвольной форме территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (по месту нахождения недвижимого имущества) о заключенном договоре, внесении в него изменений или расторжении, для внесения записи в регистр. При этом за внесение этой записи государственная пошлина и (или) плата с субъектов хозяйствования не взимается.

Указ Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2009 г. № 184 ”О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1“

Данным Указом внесены изменения в Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1.

Внесенные изменения направлены на приведение норм Положения в соответствие с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 "О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений".

В частности, Декретом отменена необходимость государственной регистрации договоров аренды, субаренды недвижимого имущества и безвозмездного пользования им, вносимых в них изменений (дополнений) и расторжения таких договоров. В связи с этим из Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры исключаются нормы, предусматривающие необходимость проведения государственной регистрации этих договоров.


Постановление Совета Министров от 31 декабря 2008 г. № 2052 ”О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462“

Данное постановление предусматривает:

  • снижение в 2 раза коэффициентов для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков;
  • дополнительное снижение в 2 раза платы за право заключения договоров аренды при предоставления земельных участков с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), подлежащими сносу.

Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 64 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков“

Данный Указ направлен на совершенствование регулирования порядка изъятия и предоставления земельных участков, дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования.

В этих целях Указом отменено проведение аукционов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Необходимость проведения аукционов сохранена только для получения земельных участков в целях строительства автозаправочных станций, а также в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Беларуси по согласованию с Президентом в соответствии с Декретом от 28 января 2008 года №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работа, услуг)». Сейчас в данный перечень включено 22 города республики.

При этом облисполкомам предоставлено право определять с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки будут предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только по результатам аукционов.

Для снижения финансовых затрат инвесторов, обеспечения привлекательности вложения средств в строительство райисполкомам дано право предоставлять рассрочку внесения платы при предоставлении земельных участков в частную собственность, а также платы за право заключения договора аренды земельных участков. Такая рассрочка может быть предоставлена на срок до 5 лет со дня приемки в эксплуатацию построенного объекта.

Правительству дано поручение внести предложения по соответствующему изменению расчета размера этой платы, а также кадастровой стоимости земельных участков.

Изменения внесены и в порядок предоставления земельных участков гражданам для жилищного строительства. Земельные участки будут предоставляться без аукциона для строительства одноквартирных жилых домов:

  • в Минске – многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • в областных центрах – гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • в иных населенных пунктах – любым гражданам, независимо от нуждаемости.

При этом, как и в отношении субъектов хозяйствования, облисполкомам предоставлено право определять с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности иные населенные пункты, на территории которых земельные участки будут предоставляться гражданам для строительства жилых домов только по результатам аукционов.

Дополнительно приостановлено действие Указа от 7 февраля 2006 года №87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач», которым установлен предельный срок строительства гражданами жилых домов, дач (три года со дня получения разрешения на строительство).

Новые условия предоставления земельных участков вступают в силу с 1 мая 2009 года.

Слайд Изменения в порядке предоставления земельных участков


Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 232 ”О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)“

В соответствии с данным Указом в Беларуси вводится запрет на установление и взимание с участника аукциона (конкурса) платы за организацию, проведение либо участие в нем. При этом экономически обоснованные затраты на проведение аукциона (конкурса) будут возмещаться его организатору только победителем торгов.

Документ подготовлен в соответствии с запланированными мероприятиями по либерализации условий осуществления экономической деятельности и направлен на совершенствование порядка проведения аукционов (конкурсов).

Указом конкретизируются требования по определению начальной стоимости имущества, реализуемого на аукционе по решению суда.

Предусматривается также возможность реализации имущества в случае, если аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного участника. В таком случае организатор аукциона реализует имущество этому участнику по начальной цене, увеличенной на 5%.

Указом устанавливаются обязательные требования к опубликованию сведений о проводимых аукционах (конкурсах) и реализуемом на них имуществе. В целях доступности соответствующей информации для населения и субъектов хозяйствования такие сведения будут в обязательном порядке публиковаться в печатных средствах массовой информации и размещаться в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом доступ к информации, размещенной в Интернете, будет предоставляться заинтересованным лицам без взимания платы и заключения договора.

Указ вступает в силу через два месяца после его официального опубликования.


Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 238 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом“

Данный Указ принят в целях совершенствования правового регулирования вопросов, касающихся распоряжения государственным имуществом.

Указом вносятся изменения и дополнения:

  • в Указ от 14 сентября 2006 г. № 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом", предусматривающие:
    • возможность принятия решений о продаже государственного имущества без документов, удостоверяющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с последующим оформлением покупателем технических паспортов на приобретенное имущество;
    • распоряжение имуществом, не названным в Указе Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 575, относящимся к оборотным активам, закрепленным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за республиканскими юридическими лицами, по решению их руководителей;
    • освобождение от обложения взимаемыми в республиканский бюджет налогами и сборами оборотов по безвозмездной передаче государственного имущества в собственность негосударственных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • определение порядка сдачи в аренду и передачи в безвозмездное пользование имущества, находящегося в республиканской собственности;
    • установление порядка определения размеров арендной платы при сдаче в аренду производственных зданий, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств, находящихся в республиканской собственности и расположенных за пределами Республики Беларусь;
  • в Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2007 г. № 77 "О некоторых вопросах понижения начальной цены продажи имущества, находящегося в республиканской собственности" в части конкретизации отдельных вопросов продажи недвижимого и движимого имущества с понижением начальной цены;
  • в Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 "О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества", предусматривающие возможность продажи на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, не завершенных строительством объектов независимо от степени их готовности, а также незавершенных законсервированных капитальных строений.

В Указе содержится поручение Совету Министров Республики Беларусь об определении порядка продажи объектов республиканской собственности на аукционах с применением метода понижения начальной цены.

Принятый Указ Президента Республики Беларусь не потребует дополнительного бюджетного финансирования.


Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“

Данный документ разработан в соответствии с поручением Главы государства комплексно урегулировать вопросы арендных отношений, включая установление единых подходов к определению арендных ставок. Введение дополнительных понижающих или повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы будет осуществляться только по индивидуальному решению Президента Республики Беларусь.

Указом вводится ряд норм, направленных на упрощение арендных отношений в республике.

Прекращаются полномочия Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности.

Указом устанавливается мера ответственности за неуплату или неполную уплату в республиканский бюджет данных средств, а также определяются органы, осуществляющие контроль за их перечислением.

Положением о порядке сдачи в аренду зданий, сооружений, помещений и их частей, находящихся в республиканской собственности, определяется, что заключение договора аренды осуществляется по соглашению сторон или путем проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды зданий, сооружений и помещений. При этом установлены критерии определения зданий, сооружений и помещений, а также виды деятельности, для которых сдача в аренду должна осуществляться путем проведения аукциона.

Положением определены организации, которые могут выступать арендодателями зданий, сооружений, помещений и их частей, находящихся в республиканской собственности.

Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и их частей, находящихся в государственной собственности, за основу определения размера арендной платы принимается базовая ставка арендной платы за 1 квадратный метр арендуемой площади, дифференцированная с учетом административной значимости городов и иных населенных пунктов. При этом ее величина устанавливается в белорусских рублях и увязана с базовой ставкой.

Для определенных видов деятельности и категорий арендаторов она будет ниже (розничная торговля (за исключением торговых мест на рынках и торговых объектов в торговых центрах), бытовые услуги, редакции государственных газет и журналов, образовательные и воспитательные учреждения).

Необходимо отметить, что с целью упрощения расчета арендной платы вводимый порядок распространяется на все категории зданий и сооружений (общественные, производственные, административные, складские). При этом арендуемая площадь определяется без применения коэффициентов перевода, что позволяет при определении размера арендной платы избежать многочисленных ошибок, поскольку при расчете коэффициента перевода требовалось знать (определять) общую и нормируемую площадь всего объекта недвижимости. При этом применение коэффициентов в размере от 0,5 до 3 включительно, устанавливаемых по соглашению между арендатором и арендодателем в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду по согласованию с государственными органами и иными организациями, согласующими сдачу в аренду недвижимого имущества.

Арендная плата включает в себя амортизационные отчисления, все виды налогов и обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством. При этом разграничивается арендная плата и расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией зданий, сооружений, коммунальными и другими услугами.

Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности, определяется порядок расчета арендной платы, согласно которому арендная плата определяется за месяц на основании остаточной стоимости сдаваемого в аренду оборудования и коэффициента изменения стоимости основных средств. Однако размер остаточной стоимости учитывается только единожды, по состоянию на 1 января года, в котором заключается договор аренды.

Кроме того, устанавливается порядок определения размеров арендной платы при сдаче в аренду полностью самортизированного оборудования и транспортных средств.

Утвержденное Указом Положение о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектов в торговых центрах государственной и частной формы собственности (далее – торговые места) разработано в целях упорядочения формирования размеров арендной платы за указанные торговые места, искоренения злоупотреблений в этой области.

В целях недопущения ухудшения финансового положения государственных предприятий, предотвращения возможных конфликтных ситуаций в среде предпринимателей, торгующих на торговых объектах, а также в целях упорядочения деятельности рынков и торговых центров, предлагается установить единые подходы при сдаче в аренду торговых мест как государственной, так и частной формы собственности.

В данном Положении заложены единые подходы к определению размеров арендной платы при сдаче в аренду торговых мест как государственной, так и частной формы собственности, и основаны на том, что при сдаче в аренду торговых мест размер арендной платы должен возмещать арендодателю все расходы, связанные с содержанием и функционированием торгового объекта, и давать возможность получить прибыль в размере, необходимом для развития торгового объекта, поскольку сдача в аренду торговых мест для владельцев торговых объектов является основным видом коммерческой деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с этим основой определения размеров арендной платы за торговые места являются установленные базовые ставки арендной платы за 1 кв. метр арендуемой площади торгового места, установленные в белорусских рублях и увязанные с базовой ставкой, дифференцированные по 5-ти группам в зависимости от административной значимости населенных пунктов.

В случае если сумма арендной платы за сдаваемые в аренду торговые места, определенная на основе базовых ставок, не обеспечит арендодателю покрытие всех расходов, возмещаемых за счет арендной платы, включая расходы по содержанию и функционированию торгового объекта (здания, сооружения) и получение необходимой прибыли, Положением предусматривается механизм определения размеров и установления повышающего коэффициента к базовым ставкам арендной платы. Предусматривается, что установление повышающих коэффициентов будет производиться под жестким контролем облисполкомов и Минского горисполкома при наличии экономического обоснования.

Принятый Указ позволит установить единый подход к сдаче в аренду имущества, обеспечит гласность и открытость при сдаче его в аренду, а также упростит расчет арендной платы и оптимизировать подход к заключению договоров аренды, более рационально и эффективно использовать государственное имущество.

Это позволит арендаторам самостоятельно определять размер арендной платы за арендуемое помещение.


Указ Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2010 г. № 569 ”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 148 и от 23 октября 2009 г. № 518“

Данный Указ принят в целях совершенствования порядка регулирования арендных отношений и уменьшения размеров арендной платы в Республике Беларусь.

Реализация Указа позволит выполнить поручение Главы государства, данное при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, в части недопущения роста размера арендной платы. Документ уточняет отдельные нормы Указа № 518 от 23 ноября 2009 г. в целях однозначного их применения, он также позволит снизить социальную напряженность в предпринимательских структурах.

В частности, Указом предусматривается уточнение порядка определения средств, подлежащих уплате в бюджет арендодателями торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах.

Предусмотрена возможность сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, без проведения аукциона арендатору, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по ранее заключенному договору аренды.

Также появилась возможность учета невозмещенных сумм по договорам займа, заключенным до вступления в силу Указа от 23 октября 2009 г. № 518 и не заверенным нотариально, при установлении повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы, если такие договоры учитывались облисполкомами и Минским горисполкомом при согласовании повышающих коэффициентов к арендной плате, осуществляемом в соответствии с Указом от 24 марта 2005 г. № 148.

Новым Указом исключено применение повышающего коэффициента 3 к площадям, арендуемым для размещения руководителя, иных органов управления юридического лица либо его обособленных подразделений.


Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 ”О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности“

Данный Указ принят в целях совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. взимание земельного налога с 1 января 2010 года производится не от фиксированных платежей за гектар земельной площади, а исходя из кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от их функционального использования (видов оценочных зон) и целевого назначения. Вместе с тем Кодекс не регулирует вопросы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Указ предусматривает определение размера ежегодной арендной платы за земельные участки исходя из их кадастровой стоимости с применением коэффициентов в зависимости от функционального использования (видов оценочных зон) и целевого назначения этих участков, а также порядок уплаты ежегодной арендной платы юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Для определения размера ежегодной арендной платы установлены коэффициенты, аналогичные коэффициентам, применяемым в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь для определения размера земельного налога. Вследствие чего размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не будет отличаться от размера земельного налога за такие же участки. Единый подход к размерам платежей за земельные участки для различных видов вещного права на них не вызовет нареканий у арендаторов и создаст привлекательный инвестиционный климат для иностранных инвесторов при предоставлении им земельных участков в аренду.

Указом сохраняются установленные действующими законодательными актами льготы по уплате арендной платы в отношении земельных участков, занятых недвижимыми материальными историко-культурными ценностями, подвергшихся радиоактивному загрязнению, предоставленных, в частности, для размещения заповедников, национальных и дендрологических парков, заказников, ботанических садов, а также в отношении отдельных категорий плательщиков.

Кроме того, Указом определено начало исчисления и уплаты арендной платы за земельный участок – с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения местного исполнительного комитета, администрации свободной экономической зоны о предоставлении земельного участка в аренду, государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок. Данная норма позволит устранить тот промежуток времени, в течение которого арендная плата за земельный участок не взималась (от даты принятия решения о предоставлении участка в аренду до даты государственной регистрации права аренды на земельный участок), и приведет к единообразию порядка исчисления и уплаты платежей за землю.

Земельный налог за земельный участок исчисляется и уплачивается начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении участка в собственность, владение, пользование.

Указ устанавливает единые прозрачные подходы к определению и взиманию ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на всей территории республики.

Документ вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2010 года.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1715 ”Об утверждении Положения о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест“

Данное постановление принято во исполнение пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом".

Документом определен порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.

Документ устанавливает порядок предоставления юрлицам и ИП в безвозмездное пользование под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест недвижимого имущества, находящего в собственности Республики Беларусь и хозобществ, деятельность которых может определять государство, обладая акциями (долями в уставных фондах). Документ обеспечивает дополнительную возможность вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества, создает условия для развития предпринимательства.

Установлено, что решение о предоставлении в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, принимается согласно законодательству о распоряжении имуществом, находящимся в республиканской собственности. Решения, касающиеся имущества, находящегося в собственности хозобществ, принимаются хозяйственными обществами. Недвижимость предоставляется в безвозмездное пользование по соответствующему договору, который заключается с юрлицом или ИП республиканским юрлицом, у которого недвижимое имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Договор также могут заключать акционерное общество, созданное в процессе приватизации госсобственности, республиканское государственно-общественное объединение, в безвозмездном пользовании которых находится недвижимое имущество, а также хозяйственное общество.

Определены условия, которые должны найти отражение в обязательствах ссудополучателя по созданию рабочих мест. При этом предусмотрена обязанность по сохранению действующих рабочих мест, созданных до заключения договора безвозмездного пользования. Количество созданных рабочих мест должно соответствовать количеству трудоустроенных граждан, предусмотрены определенные требования к срокам создания рабочих мест.

Постановление № 1715 устанавливает ответственность ссудополучателя за невыполнение обязательств по созданию рабочих мест. В таком случае может быть расторгнут договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, а арендодатель имеет право взыскать за пользование им сумму, равную арендной плате, рассчитанной за весь период пользования недвижимым имуществом, и пеню в процентах от указанной суммы в размере ставки рефинансирования Нацбанка.


Указ Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 ”О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель“

Указом передаются функции землеустроительных и геодезических служб Госкомимущества от его территориальных органов местным исполнительным комитетам с образованием в их структуре соответствующих подразделений.

Передача местным исполнительным комитетам функций землеустроительных и геодезических служб Госкомимущества осуществляется с cохранением имеющейся общей численности государственных служащих в республике.

За Госкомимущества сохраняются функции проведения единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, ведения соответствующих кадастров и реестров согласно Указу Президента от 5 мая 2006 г. № 289 "О структуре Правительства Республики Беларусь", а также государственный геодезический надзор в областях и городе Минске.

Наряду с данными нормами Указ № 622 содержит положения о совершенствовании законодательства об охране и использовании земель. Эти положения касаются:

  • упрощения порядка продажи неиспользуемого госимущества на аукционах с установлением нормальной цены продажи, равной одной базовой величине;
  • предоставления земельных участков без проведения аукционов и без взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков при реализации инвестпроектов;
  • совершенствования порядка обращения землепользователей за государственной регистрацией земельных участков и прав на них;
  • запрещения раздела земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, а также изменения целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.

Данный Указ призван усилить контроль за соблюдением землепользователями требований законодательства об охране и использовании земель, усовершенствовать его механизм, а также оперативно выявлять нарушения и принимать меры по их устранению и профилактике.


Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 ”О некоторых вопросах залога имущества“

Документ направлен на совершенствование процедур залога имущества.

В документе предусматривается расширение применения залога (в том числе ипотеки) посредством предоставления в залог имущества, закрепленного за организацией на праве оперативного управления. Вводится норма о внесудебном порядке удовлетворения требования залогодержателя за счет заложенного имущества на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем, которое может быть заключено как после возникновения оснований для обращения взыскания на заложенное имущество, так и до этого момента.

Декретом предусматривается также возможность замены предмета залога любым движимым имуществом по тем же правилам, которые установлены для залога товаров в обороте. Это позволит стабильно работающим субъектам малого и среднего бизнеса, не имеющим недвижимого имущества, закладывать движимое имущество. При этом за ними сохраняется право пользования этим имуществом и замены его иным имуществом такой же стоимости.

Кроме того, изменяется очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Введение этих норм будет способствовать активизации хозяйственной деятельности в стране, послужит либерализации экономической жизни.


Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 367 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом“

Документом усовершенствуется порядок принятия решений о передаче в аренду (согласовании передачи в субаренду), в безвозмездное пользование государственного имущества, непосредственно закрепленного за республиканскими органами госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству, государственными органами и организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, администрациями свободных экономических зон.

Устанавливается также порядок рассрочки платежей при отчуждении объектов государственного недвижимого имущества.

Указом предусматривается предоставление рассрочки платежей на срок не более одного года при продаже зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин, со дня заключения договора купли-продажи с ежемесячной индексацией платежей.

При этом право собственности на имущество при оплате его в рассрочку переходит к покупателю с момента передачи ему незавершенного незаконсервированного капитального строения после государственной регистрации права собственности на капитальное строение, изолированное помещение.

С момента возникновения права собственности у покупателя и до полного исполнения им обязательств по оплате имущества, проданного с рассрочкой оплаты, это имущество находится в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем обязанности по оплате его стоимости.

Госкомимущество наделяется полномочиями на принятие решений по распоряжению государственным имуществом, стоимость которого не превышает 5 тыс. базовых величин. Делегирование полномочий Госкомимуществу позволит более оперативно принимать решения по отчуждению неиспользуемого государством имущества.


Решение Правительства Республики Беларусь

В утвержденном Правительством от 13 февраля 2009 г. № 11/216-2 плане установлены сроки обеспечения доступа заинтересованных к информации в отношении имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами.



Версия для печати