ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

V. Совершенствование налогового и таможенного законодательства

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З ”О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“

Данным Законом предусмотрен ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь.

В частности, в целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“ с 1 января 2011 г. предусматривается:

1. Отменить:

местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;

местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;

некоторые платежи экологического налога:

- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

- за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

По расчетам Правительства, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

2. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:

экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.

3. Сократить количество перечислений налогов в бюджет:

по налогу на прибыль – перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (до этого в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно);

по НДС – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год;

по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.

4. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет:

- расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда;

- предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций, а также предоставления плательщикам права при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.

Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (до этого – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций).

С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15.

СЛАЙД - Совершенствование налогового законодательства в 2011 году


Указ Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 676 ”О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40“

Данным Указом упрощается порядок платежей на государственное социальное страхование для субъектов малого предпринимательства.

Указом установлено изменение периодичности обязательных платежей на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты субъектами малого предпринимательства со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно.

Эти платежи будут осуществляться ежеквартально (в настоящее время ежемесячно), но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала.


Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 ”Об отдельных вопросах налогообложения“

Данным Указом:

  • установлены базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в белорусских рублях (ранее были установлены в евро), что позволит упростить расчеты плательщиков этого налога с бюджетом;
  • предоставлено право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) в 2010 году, но не более чем в два раза ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков;
  • установлена льгота по подоходному налогу для физических лиц, переехавших в Республику Беларусь на постоянное место жительства, доходы которых по сделкам с имуществом и имущественными правами, приобретенными до признания этих лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь, не будут облагаться подоходным налогом в течение пяти лет (при условии перемещения денежных средств в Республику Беларусь);
  • уточнен порядок применения льготы по земельному налогу для граждан, имеющих право на льготы в соответствии с подпунктами 1.24 – 1.27 пункта 1 статьи 194 Кодекса;
  • положения декретов и указов Президента Республики Беларусь, признанные утратившими силу согласно перечню, прилагаемому к Указу, учтены в Особенной части Налогового кодекса.

Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 г. № 484 ”О признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132“

Данный Указ принят в целях либерализации условий осуществления экономической деятельности, упрощения ведения бухгалтерского учета, а также сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности.

С признанием утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132 отменяется установленное этим документом право Правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также порядок выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности.

Теперь основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), ранее утвержденные совместным решением соответствующих министерств, будут носить только рекомендательный характер. При этом организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг), в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), будет формироваться в соответствии с законодательными актами, регламентирующими вопросы ценообразования.

Упразднение установленного Указом Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132 права Правительства определять порядок выплаты заработной платы для юридических лиц, основанных на государственной собственности, связано с тем, что основные элементы такого порядка к настоящему времени включены в акты законодательства более высокой юридической силы.


Решения Минфина

В целях совершенствования системы бухгалтерского учета:

  • сокращено количество бланков строгой отчетности – из такой категории исключен бланк счет-фактуры по НДС (сокращены 7 процедур при его получении, упрощен порядок использования и учета);
  • упрощен порядок документального оформления операций с товарно-материальными ценностями – сокращено количество подлежащих заполнению реквизитов в утвержденных новых формах накладных (товарно-транспортной и товарной) на 21 и на 12 соответственно (со 139 до 118 и с 33 до 21);
  • усовершенствована методология бухгалтерского учетаупрощен порядок ведения учета по отдельным его объектам (основным фондам, отдельным предметам в обороте и др.), в том числе по драгоценным металлам, сокращена в 2 раза периодичность их инвентаризаций.

Решение ГТК

Приказом ГТК от 4 сентября 2009 г. № 476-ОД введена в постоянную эксплуатацию в таможенных органах Республики Беларусь национальная автоматизированная система электронного декларирования.



Версия для печати