ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

VII. Совершенствование инвестиционной и инновационной деятельности

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 ”О создании государственного учреждения ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“

С подписанием данного Указа в стране формируется специализированная организация по комплексному сопровождению инвесторов (прежде всего иностранных).

Агентство создается на основе существующего РУП ”Национальное инвестиционное агентство“, находящегося в подчинении Министерства экономики, путем его преобразования.

Основным предметом деятельности Агентства является обеспечение привлечения инвестиций в нашу страну, в том числе при приватизации государственного имущества.

Агентство подчиняется Правительству и подконтрольно Наблюдательному совету, осуществляющему координацию работы и контроль за его деятельностью, и представляет интересы государства по вопросам привлечения инвестиций в Беларусь, в том числе при приватизации государственного имущества.

Новый статус позволит Агентству вести полноценную работу с органами государственного управления, обеспечивать качественное и оперативное взаимодействие инвесторов и региональных органов управления, стать ”одним окном“ для инвесторов, независимо от способа их прихода в Беларусь, а также повысить эффективность проведения приватизационных процессов в стране и привлечения инвестиций в экономику Беларуси.


Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь“

Данным документом устанавливаются как для белорусских, так и для иностранных инвесторов правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь. Закрепляется также ответственность инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств.

В заключаемых с инвесторами договорах должны быть четко определены объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, а также ответственность за их несоблюдение. Оговариваются также общие преференции для проектов, реализуемых в рамках инвестиционных договоров.

Кроме того, вводится трехуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проекта и предоставляемых преференций.

Инвестиционный договор может заключаться на основании решения:

  • Совета Министров, согласованного с Президентом Республики Беларусь, если договором предусматривается предоставление инвестору преференций, не установленных законодательными актами или иными решениями Главы государства;
  • Совета Министров в случае, если инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, уже установленных законодательными актами и иными решениями Президента Республики Беларусь;
  • республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству, облисполкома, Минского горисполкома в случаях, когда для реализации проекта преференции не требуются.

Декретом закреплены обязательные условия заключения инвестиционных договоров, а также предоставляется возможность их расширения исходя из отраслевой направленности и специфики инвестиционного проекта.

С учетом практики реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются общие преференции, такие как:

  • предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона;
  • поэтапное оформление необходимых документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства;
  • ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Кроме того, инвестор освобождается:

  • от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, а также компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
  • от уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений иностранным гражданам, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, на занятие трудовой деятельностью в нашей стране, а указанные иностранные граждане – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь.

Вместе с тем в Декрете предусмотрено, что в случае невыполнения (или ненадлежащего выполнения) инвестором взятых на себя обязательств Республика Беларусь в одностороннем порядке может отказаться от исполнения своих обязательств по заключенному инвестиционному договору.

Предлагаемые нормы направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности.

Декрет вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов, является временным и представляется на рассмотрение Национального собрания. Действие Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу этого Декрета.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1449 ”О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10“

Данным документом определен новый механизм заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, а также ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

Утвержденным данным постановлением Положением о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определяется порядок заключения такого договора на каждом из трех ”уровней“ и орган, обеспечивающий проведение мероприятий, необходимых для заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь и вступления его в силу.

Так, в целях заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь инвестору необходимо обратиться в один из следующих органов государственного управления:

– исполнительный комитет – в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области или г. Минска;

– отраслевой государственный орган – в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей отрасли;

– Министерство экономики – в случае реализации инвестиционного проекта с предоставлением не установленных законодательными актами льгот и преференций для инвестора (такой инвестиционный договор может быть заключен по решению Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

К своему заявлению инвестор прилагает в обязательном порядке два документа:

  • подписанный им проект инвестиционного договора, примерная форма которого прилагается к Положению;
  • копию документа, подтверждающего статус юридического лица либо личность физического лица.

Кроме того, инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора с предоставлением ему не установленных законодательством льгот и преференций, к своему заявлению в Министерство экономики дополнительно прилагает:

  • бизнес-план инвестиционного проекта, составленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь,
  • аудиторское заключение о финансовой состоятельности инвестора (для юридических лиц).

Общий срок рассмотрения документов при их поступлении в государственный орган (исполнительный комитет), а также Министерство экономики составляет не более 30 дней (при этом в целях взаимодействия с инвестором назначается ответственное должностное лицо).

За это время государственный орган (исполнительный комитет) обеспечивает рассмотрение представленного проекта договора с участием экономических и юридических служб и проведение юридической экспертизы, согласование представленного проекта инвестиционного договора с заинтересованными, а также проведение коллегиального рассмотрения обращения инвестора о заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь с приглашением инвестора (или уполномоченного им лица).

По результатам рассмотрения вопроса о заключении инвестиционного договора может быть вынесено одно из 4-х решений:

– о заключении договора. В этом случае договор подписывается руководителем государственного органа (исполнительного комитета);

– о внесении в Правительство Республики Беларусь соответствующего проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь (в тех случаях, когда необходимо принятие решения Совета Министров Республики Беларусь для заключения инвестиционного договора);

– о направлении проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь в Министерство экономики (в тех случаях, когда необходимо принятие решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь для заключения инвестиционного договора);

– об отказе в заключении инвестиционного договора.

Министерство экономики также обеспечивает коллегиальное рассмотрение вопроса о заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь в 30-дневный срок. Одновременно Министерством экономики проводится государственная комплексная экспертиза бизнес-плана инвестиционного проекта, а Министерством юстиции - обязательная юридическая экспертиза инвестиционного договора. Однако указанный срок сокращается до 15 дней, если документы представлены в Министерство экономики по итогам их рассмотрения государственным органом или исполнительным комитетом.

В случае, если государственным органом (исполнительным комитетом), Министерством экономики принимается решение о внесении в Правительство Республики Беларусь соответствующего проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, то такой проект вносится в Совет Министров Республики Беларусь в 3-дневный срок. Одновременно в Правительство Республики Беларусь направляются копия решения коллегии (совета) государственного органа (исполнительного комитета) и (или) Министерства экономики, а также заключение обязательной юридической экспертизы, проведенной Министерством юстиции.

При необходимости принятия решения Совета Министров Республики Беларусь для заключения инвестиционного договора (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь) проект такого решения рассматривается на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь. По итогам его рассмотрения постановление Совета Министров Республики Беларусь может быть принято либо направлено на согласование Президенту Республики Беларусь.

Подписание инвестиционного договора с Республикой Беларусь, для заключения которого необходимо принятие решения Совета Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь), осуществляется в день принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь). С этого же дня договор вступает в силу. Иной срок вступления в силу договора может устанавливаться решением Совета Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Для государственной регистрации заключенного инвестиционного договора с Республикой Беларусь в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь необходимые материалы представляются тем государственным органом (исполнительным комитетом), которым данный договор заключен. В этих целях государственный орган (исполнительный комитет) представляет в Министерство экономики в 3-дневный срок с даты заключения инвестиционного договора его копию и копию соответствующего решения коллегии (совета). Иной порядок предусмотрен для инвестиционных договоров, заключение которых осуществлено по решению Совета Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь). Он соответствует установленному порядку представления всех решений Совета Министров Республики Беларусь.

Инвестору будет оказано необходимое содействие в реализации инвестиционного проекта тем государственным органом (исполнительным комитетом), которым заключен инвестиционный договор с Республикой Беларусь либо которым координируется исполнение конкретного инвестиционного договора с Республикой Беларусь по решению Совета Министров Республики Беларусь. Этот же государственный орган (исполнительный комитет) будут представлять в Министерство экономики отчет о реализации инвестиционного проекта и выполнении сторонами условий договора. Такой отчет должен ежеквартально представляться в Министерство экономики до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а Министерство экономики до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет сводный отчет в Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1450 ”Об утверждении Положения о порядке согласования перечня оборудования и (или) запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора с Республикой Беларусь“

Инвесторам, заключившим инвестиционный договор с Республикой Беларусь, при применении таможенной льготы, установленной Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10, необходимо предварительно согласовать перечень ввозимого оборудования и (или) запасных частей к нему с тем государственным органом (исполнительным комитетом), с которым заключен инвестиционный договор с Республикой Беларусь, если иной государственный орган не определен решением Совета Министров Республики Беларусь по заключению этого инвестиционного договора.

Данным постановлением утверждено Положение о порядке согласования такого перечня оборудования и (или) запасных частей к нему.

В соответствии с Положением в согласующий орган представляется подготовленный перечень оборудования и (или) запасных частей к нему, содержащий следующие сведения:

– сведения об инвестиционном договоре с Республикой Беларусь (наименование, дата заключения, дата и номер регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь);

– сведения об объекте, связанном с реализацией инвестиционного проекта в рамках заключенного инвестиционного договора с Республикой Беларусь (его наименование);

– сведения об инвесторе или организации, созданной с его участием для реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора с Республики Беларусь (полное наименование и учетный номер налогоплательщика);

– реквизиты внешнеторгового контракта;

– сведения о ввозимом оборудовании и (или) запасных частей к нему (наименование по внешнеторговому контракту, количество, общая стоимость).

Перечень должен быть предварительно согласован той организацией, которая осуществляет разработку проектно-сметной документации на объект либо согласовывает техническую документацию на ремонт и замену технологического оборудования, машин и агрегатов.

В соответствии с Положением согласующий орган сверяет представленный перечень на соответствие следующим критериям:

а) инвестиционный договор с Республикой Беларусь, в рамках которого ввозится оборудование и (или) запасные части к нему, является действительным на дату представления перечня на согласование,

б) юридическое (физическое) лицо или индивидуальный предприниматель, указанные в перечне, являются стороной по этому инвестиционному договору с Республикой Беларусь,

в) указанный в перечне объект является объектом этого инвестиционного договора с Республикой Беларусь (определяется по соответствию наименований).

Срок согласования перечня не может превышать 10 дней, а само согласование осуществляется путем проставления грифа ”СОГЛАСОВАНО“ за подписью руководителя согласующего органа, удостоверенной гербовой печатью.


Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 ”О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь“

В целях совершенствования организационных форм работы с иностранными и национальными инвесторами и дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности страны данным Указом вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты.

Инвестиционным агентом может быть определено как физическое, так и юридическое лицо, в том числе и нерезидент Республики Беларусь.

Статус инвестиционного агента смогут получить лица, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с высоким управленческим составом крупных компаний.

Предложение об определении конкретного лица инвестиционным агентом может быть внесено в Совет Министров любым республиканским органом государственного управления и иной госорганизацией, а также областным (Минским городским) исполнительным комитетом на основании обращения потенциального инвестиционного агента.

Решение об уполномочии инвестиционного агента на представление интересов Республики Беларусь принимается Правительством.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448 ”Об утверждении Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь“

Постановление направлено на реализацию Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413. Документом утверждено Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

В соответствии с утвержденным Положением потенциальному инвестиционному агенту необходимо обратиться с заявлением в один из следующих органов государственного управления:

– в отраслевой орган государственного управления (министерство или концерн) – если представление интересов Республики Беларусь направлено на развитие конкретной отрасли экономики или реализацию инвестиционного проекта, связанного с объектами республиканской собственности,

– в областной (Минский городской) исполнительный комитет – если представление интересов Республики Беларусь направлено на развитие определенной территории или реализацию инвестиционного проекта, связанного с объектами коммунальной собственности.

К заявлению необходимо приложить два документа:

  • – копию документа, подтверждающего статус юридического лица или индивидуального предпринимателя либо личность физического лица;
  • – проект договора о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, примерная форма которого прилагается к Положению. При этом проект договора уже должен быть подписан потенциальным инвестиционным агентом.

Все остальные подготовительные мероприятия будут осуществлены государственным органом (исполнительным комитетом), а именно:

– обеспечено рассмотрение заявления в 15-дневный срок (в этих целях назначается ответственное должностное лицо);

– проведено заседание коллегии (совета) государственного органа (исполнительного комитета) с приглашением потенциального инвестиционного агента (или его полномочного представителя), на котором может быть принято решение:

– о заключении договора о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. В этом случае договор подписывается руководителем государственного органа (исполнительного комитета);

– об отказе в его заключении;

– в случае принятия положительного решения о заключении договора этим же государственным органом (исполнительным комитетом) в 3-дневный срок будет подготовлен и внесен в Правительство Республики Беларусь проект соответствующего постановления Совета Министров Республики Беларусь с приложением к нему подписанного договора, копии решения коллегии (совета), заключения юридической экспертизы Министерства юстиции по договору.

Окончательное решение по предоставлению полномочий инвестиционного агента будет вынесено по результатам рассмотрения данного вопроса на заседании Президиума Совета Министров. При положительном решении принимается соответствующее постановление Совета Министров Республики Беларусь и подписанный договор вступает в силу с даты принятия данного постановления. При принятии иного решения подписанный договор в силу не вступает.

Решение Совета Министров Республики Беларусь и договор являются срочными. По истечении установленного срока полномочия инвестиционного агента прекращаются. Кроме того, полномочия инвестиционного агента могут быть прекращены при исполнении инвестиционным агентом взятых обязательств, а также в случае ликвидации (смерти) инвестиционного агента, либо по соглашению сторон.

В заключенный договор могут быть внесены изменения и дополнения. Однако, если предполагаемые изменения не связаны с изменением собственника имущества, состава учредителей или местонахождения инвестиционных агентов - юридических лиц либо фамилии, имени, отчества, местожительства инвестиционных агентов - физических лиц, то в этом случае необходимо заключение нового договора в том же порядке.

Взаимодействовать с инвестиционным агентом будет тот государственный орган (исполнительный комитет), который заключит с ним договор о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Порядок такого взаимодействия будет регулироваться самим договором, включая конкретизацию предоставленных полномочий и порядок их осуществления, права и обязательства сторон, иные существенные условия.

Ведение какого-либо реестра инвестиционных агентов, а также выдача им свидетельств или удостоверений, Положением не предусматривается.


Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2010 г. № 159 ”О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций“

Данный Указ принят в целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Документ предусматривает освобождение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, от уплаты налога на доходы, полученные ими от предоставления кредитов, займов Правительству и резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь.


Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 414 ”О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 13 мая 2008 г. № 258 и от 24 июня 2008 г. № 350“

Изменения и дополнение, предусмотренные данным Указом, направлены на дальнейшее повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Они предусматривают предоставление юридическим лицам, приобретшим (приобретающим) соответственно в 2004 и 2005 годах и в 2006 – 2010 годах в установленном порядке (путем реорганизации, покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов) права и обязанности сельскохозяйственных организаций, права в течение трех лет дополнительно уменьшать размер сбора в фонд на сумму стоимости приобретенных (как новых, так и ранее эксплуатируемых) зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения, выполненных и оплаченных работ по их строительству и реконструкции или единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (для юридических лиц, уплачивающих этот налог в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27) на указанную сумму, но не более 50% суммы этого налога.

Учредителям (например, банкам) юридических лиц при приобретении и передаче названным юридическим лицам зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения предоставляется право в течение двух лет с даты их передачи уменьшать налог на прибыль на сумму стоимости таких зданий и сооружений.

Также определены даты приобретения, строительства, реконструкции зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения.

Предлагаемые меры позволяют создать организациям-инвесторам равные и привлекательные условия в решении вопросов развития производственной сферы реформированных хозяйств на основе комплексного подхода (обновления требуют не только машинно-тракторный парк указанных организаций, инвестиции нужны и для реконструкции старых и строительства новых зданий, сооружений сельскохозяйственного назначения).

Это согласуется с целями и задачами Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы.

Улучшится инвестиционный климат отрасли, что будет способствовать устойчивости развития аграрного сектора экономики.

По расчетам Минсельхозпрода, указанные меры позволят организации-инвестору в течение года направлять на приобретение, строительство и реконструкцию зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения в среднем более 100 млн. рублей.


Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 ”О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь“

Данным Указом устанавливаются дополнительные меры, направленные на стимулирование отечественных разработчиков и производителей к созданию и внедрению новой высокотехнологичной продукции, основанной на результатах научно-исследовательских опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее – НИОК(Т)Р).

Так, в целях стимулирования введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, привлечения инвестиций в сферу науки и высокотехнологичного производства, научным учреждениям и вузам Беларуси с согласия вышестоящих органов в течение трех лет с момента вступления Указа в силу предоставляется право создавать унитарные предприятия, основным видом деятельности которых должно быть выполнение НИОК(Т)Р либо производство высокотехнологичных товаров (работ, услуг).

Эта мера направлена на стимулирование вовлечения труда работников сферы науки и образования в деятельность инновационных организаций, повышение их заинтересованности во внедрении результатов НИОК(Т)Р путем создания новых предприятий.

Указом вводится в оборот термин ”высокотехнологичные товары (работы, услуги)“. К высокотехнологичным отнесены товары (работы, услуги), производимые (осуществляемые) на основе новых и высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу.

В отношении юридических лиц при осуществлении научной и научно-технической и инновационной деятельности Указом предусматриваются косвенные меры стимулирования инновационной деятельности.

Так, инновационным организациям при разработке и производстве высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в течение двух лет с момента постановки на производство таких товаров предоставляется право самостоятельно определять:

  • условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия реализации произведенных высокотехнологичных товаров (работ, услуг);
  • цены (тарифы) на высокотехнологичные товары и услуги собственного производства;
  • поставщиков и покупателей высокотехнологичных товаров и услуг.

Данные меры направлены на ускорение производства и реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), повышение экономической эффективности их производства, заинтересованности юридических лиц в таком производстве, а также уменьшение административных ограничений (дебюрократизацию).

В качестве прямых мер стимулирования Указом предусмотрено, что юридические лица в части реализации НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре НИОК(Т)Р, освобождаются от исчисления и уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также от обязательной продажи иностранной валюты.

Также предоставляется право организациям, осуществляющим выпуск продукции с использованием результатов НИОК(Т)Р, в течение 3 лет с момента начала производства такой продукции отчислять до 2 процентов выручки от ее реализации исполнителям НИОК(Т)Р с отнесением данных отчислений на себестоимость продукции.

Реализация данного права организациями–производителями будет подтверждать качественность выполненных НИОК(Т)Р. Возможность таких выплат значительно повысит заинтересованность разработчиков к более тесному и плодотворному сотрудничеству с промышленными предприятиями.

Значительная часть полученных средств будет использована при выполнении НИОК(Т)Р и их софинансировании, на приобретение оборудования и развитие материально-технической базы научных организаций.

При этом внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 202 ”Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности“ предусматривает освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС ввозимых оборудования и приборов, предназначенных для выполнения всех НИОК(Т)Р.

Меры стимулирования, предусмотренные в Указе, соответствуют международной практике стимулирования научной и инновационной деятельности, будут способствовать повышению качества выполнения научных и научно-технических работ, ускорению темпов создания, освоения и внедрения в производство новой наукоемкой продукции, повышению ее конкурентоспособности на международном рынке, обеспечению технологического и технического роста организаций.


Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 ”О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности“

Указом предусматривается применение при оплате труда работников, непосредственно выполняющих наиболее значимые для Беларуси научные исследования и разработки, тарифной ставки, установленной Советом Министров для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, с учетом повышающего коэффициента до 2,5.

Наиболее значимые для республики научные исследования и разработки по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности, реализация которых будет способствовать укреплению национальной безопасности, улучшению качества жизни населения, увеличению объема экспорта продукции отечественных производителей, определяются соответствующим решением Главы государства по представлению Правительства.

Дифференцированный подход к оплате труда этих работников позволит сконцентрировать лучшие интеллектуальные силы как государственных, так и частных организаций на важнейших для экономики государства направлениях.

Руководителям научных организаций НАН Беларуси, финансируемых из бюджета, предоставляется право направлять до 15% средств фонда заработной платы организаций на повышение до 200% тарифных окладов работников, непосредственно выполняющих работы по решению перспективных научно-технических и социально-экономических проблем.

Реализация данного права позволит без увеличения общего фонда заработной платы повысить уровень оплаты труда отдельных работников, выполняющих научные исследования и разработки, направленные на создание новых видов продукции и технологий.

Научным организациям НАН Беларуси, финансируемым из бюджета, в которых объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по договорам, финансируемым из внебюджетных источников, составляет более 40%, предоставляется право самостоятельно устанавливать в пределах этих средств размер тарифной ставки первого разряда, но не более чем с двукратным ее превышением.

Это создаст дополнительные стимулы к увеличению объемов работ, финансируемых из внебюджетных источников, и ускорит переход к мировой практике финансирования научных исследований и разработок за счет средств бюджета и субъектов хозяйствования на паритетной основе.

Руководители научных организаций НАН Беларуси, финансируемых из бюджета, наделяются правом устанавливать ежемесячные вознаграждения работникам, обеспечивающим реализацию научно-технической продукции и работ на экспорт, в процентном отношении к средствам, полученным от их реализации, без ограничения данного вознаграждения максимальными размерами.

Кроме того, Указом совершенствуется порядок распределения доходов, полученных от использования объектов интеллектуальной собственности.

В связи с этим организации, являющиеся обладателями исключительных прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения), обязаны не менее 40% полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении организаций после уплаты налогов и сборов, направлять на выплату вознаграждений авторам объектов права промышленной собственности.

Данная норма направлена на защиту интересов людей, имеющих самое непосредственное отношение к созданию интеллектуального продукта.

Указ вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов.


Указ Президента Республики Беларусь от 17 мая 2010 г. № 252 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь“

Данным нормативным актом определен порядок создания, деятельности и налогообложения венчурных организаций, а также установлен ряд норм, стимулирующих инновационную деятельность.

Предусмотрена возможность выделения средств из республиканского бюджета на создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры в рамках реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы.

На Белорусский инновационный фонд возложены дополнительные функции в части финансирования венчурных проектов.

Установлен налог на прибыль по ставке 10% для центров трансфера технологий, технопарков и их резидентов. Высвободившиеся средства будут направляться ими на цели развития.

Определено, что доходы венчурных организаций и Белорусского инновационного фонда, полученные от предоставления средств инновационным организациям, не облагаются налогом на прибыль. Данная льгота будет применяться только в случае, если доля выручки инновационных организаций от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) составляет не менее 50% от общей выручки инновационной организации.

Принятие Указа позволит оптимизировать условия для формирования рынка венчурных инвестиций, создать благоприятные условия для инвесторов и активизировать деятельность Белорусского инновационного фонда.

Указ вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов.


Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2009 г. № 328 ”О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356“

Данным Указом в Беларуси оптимизирована процедура государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Для проектов, по которым уже была проведена государственная научно-техническая экспертиза, отменена экспертиза в Государственном комитете по науке и технологиям. Упрощена процедура направления документов на экспертизу в государственные органы и организации. Минимизировано число требуемых для регистрации документов, упразднена практика предоставления отчетов по промежуточным этапам работы.

Принятие указа позволит существенно повысить эффективность отбора научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, имеющих существенное значение для развития экономики Беларуси.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2009 г. № 175 ”О мерах по развитию производства легковых автомобилей“

Данный Указ принят в целях привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций в создание производства легкового автотранспорта.

В целом Указ направлен на развитие в стране сборочных производств легковых автомобилей. В соответствии с документом предусматривается создание в республике конкурентоспособных условий для организации производства легковых автомобилей по сравнению с существующими условиями работы в свободных экономических зонах Беларуси, а также в Российской Федерации.

Юридические лица, заключившие с Министерством промышленности соглашение об условиях производства легковых автомобилей, будут в течение трех лет освобождены от исчисления и уплаты налога на прибыль, акцизов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части объемов произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства и их реализации.

Кроме того, на период действия данного соглашения (до 10 лет при условии организации юридическим лицом сварки, окраски и сборки кузова) производители легковых автомобилей не будут уплачивать ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость при помещении под таможенный режим свободного обращения технологического оборудования и автокомпонентов, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для производства легковых автомобилей.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2009 г. № 825 ”О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2009 г. № 175“

Данное постановление принято во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2009 г. № 175 "О мерах по развитию производства легковых автомобилей".

Документом утверждено Положение об организации производства легковых автомобилей с государственной поддержкой.

В Положении определяются условия организации производства легковых автомобилей через их промышленную сборку в Беларуси. Под промышленной сборкой легковых автомобилей понимается система их серийного производства на основе технологических процессов, обеспечивающая проектные производственные мощности не менее 10 тыс. единиц в год при двухсменном режиме работы. Сюда включены сварка, окраска и сборка кузова, установка и закрепление двигателя, подключение к двигателю механизмов управления, установка радиаторов и подключение систем охлаждения, крепление амортизаторов, подключение трансмиссии и другие производственные операции.

Организация производства легковых автомобилей с государственной поддержкой осуществляется при заключении соглашения об условиях производства легковых автомобилей. Оно заключается между Министерством промышленности и юридическим лицом Беларуси, заинтересованным в создании производства легковых автомобилей в нашей стране. Для заключения соглашения это юридическое лицо письменно обращается в Министерство промышленности. К обращению прилагаются бизнес-план инвестиционного проекта по организации производства легковых автомобилей и проект соглашения.

Затем Минпром должен рассмотреть документы, провести в установленном порядке экспертизу бизнес-плана инвестиционного проекта по организации производства легковых автомобилей. А в Министерстве экономики будет проведена государственная комплексная экспертиза этого бизнес-плана.

Когда соглашение будет заключено, об этом должны быть проинформированы Государственный таможенный комитет и Министерство по налогам и сборам.

Постановлением также утверждены формы соглашения, графика реализации бизнес-плана инвестпроекта по организации производства легковых автомобилей, а также заключения, подтверждающего, что ввоз технологического оборудования и автокомпонентов на таможенную территорию Республики Беларусь осуществляется для производства легковых автомобилей.


Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 356 ”О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций“

Указ принят в целях создания благоприятных условий для привлечения в республику иностранных инвестиций.

В соответствии с документом привлечение денежных средств от иностранных организаций будет осуществляться посредством выпуска и размещения этими иностранными организациями ценных бумаг (еврооблигаций) в своей стране и предоставления полученных от их размещения денежных средств белорусским организациям в виде кредитов и займов; а также в рамках синдицированного кредитного договора (договора займа) – единого договора, заключаемого белорусской организацией с несколькими иностранными организациями; и при консорциальном кредитовании – когда иностранные банки объединяют свои средства в белорусском банке-агенте, который заключает договор с белорусской организацией.

Иностранные организации освобождаются от уплаты налога на доходы, получаемые ими в качестве процентных платежей по кредитам от белорусских организаций при выпуске ценных бумаг в целях кредитования этих организаций и синдицированном кредитовании.

Изменяется порядок налогообложения при консорциальном кредитовании белорусских организаций. В этой связи указом установлено, что иностранные участники простого товарищества, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, уплачивают через налогового агента только налог на доходы, а иные участники (белорусские и иностранные, осуществляющие деятельность на территории республики) самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства по налогам (сборам) в соответствии с законодательством.

Кроме того, белорусским банкам разрешается включать в затраты, учитываемые при налогообложении, расходы на оплату услуг (юридических, рейтинговых, биржевых, аудиторских), которые они перечисляют иностранным организациям, выпускающим еврооблигации.

Указ вступает в силу через два месяца после его официального опубликования, за исключением некоторых пунктов.


Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 г. № 410 ”О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113“

Данным Указом в Беларуси расширены возможности привлечения инвестиций в убыточные государственные организации.

В соответствии с документом, из Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций" исключен такой критерий как "устойчивая неплатежеспособность". В результате увеличится количество организаций, на которые будет распространяться действие Указа № 113, и расширится сфера его применения.

Кроме того, Указ прописывает замену проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта согласованием с республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами. В подчинении (в составе) этих органов находятся убыточные государственные организации, и они (госорганы) являются инициаторами продажи этих предприятий.

Внесенное изменение в Указ будет способствовать более оперативному принятию мер для осуществления продажи юридическим лицам имущественных комплексов убыточных госорганизаций.

В целом реализация Указа № 410 позволит расширить сферу применения Указа № 113, сократить количество убыточных государственных организаций в республике, привлечь инвестиции в убыточные госорганизации и обеспечить дополнительное поступление доходов в республиканский и местные бюджеты.


Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 4 ”О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 и от 28 января 2008 г. № 1“

Документ направлен на устранение проблем, препятствующих созданию новых производств в малых городах и в сельской местности, повышению инвестиционной привлекательности экономического потенциала регионов.

Внесены следующие основные изменения и дополнения в декреты Президента Республики Беларусь, регулирующие применение специальных режимов осуществления предпринимательской деятельности в таких регионах.

В целях создания равных условий деятельности для субъектов, фактически расположенных на одной и той же территории, разрешается применение особого порядка предпринимательской деятельности для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в любой сельской местности, при осуществлении такой деятельности на ее территории.

Кроме того, разрешается применение порядка, установленного Декретом Президента от 20 декабря 2007 г. № 9, при одновременном осуществлении в сельской местности производственной и торгово-посреднической деятельности при наличии у организаций и индивидуальных предпринимателей раздельного учета выручки по видам деятельности.

Для снятия административных барьеров действующие льготы по уплате таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость распространяются на все товары, классифицируемые законодательством в качестве технологического оборудования. Это позволяет при сохранении инвестиционной направленности данной льготы обеспечить ее автоматическое предоставление, исключив необходимость получения заключений облисполкомов, подтверждающих принадлежность ввозимых товаров к технологическому оборудованию.

В целях создания равных условий осуществления предпринимательской деятельности в отношении организаций с иностранными инвестициями, применяющих Декрет Президента от 28 января 2008 г. № 1, исключена административная процедура подтверждения правильности формирования уставного фонда, отменена необходимость возмещения налоговых льгот в случае выхода из состава участников организаций.

В то же время вновь создаваемым белорусским организациям предоставлено право на получение льгот по безналоговому и беспошлинному ввозу товаров в качестве вкладов в уставные фонды, как это предусмотрено сейчас для иностранных инвесторов.

Для предоставления дополнительных гарантий окупаемости проектов, реализуемых организациями, применяющими Декрет от 28 января 2008 г. № 1, расширен диапазон действия льготы по налогу на прибыль с 5 до 7 лет. За коммерческими организациями, применяющими этот Декрет, закреплено право его дальнейшего применения в случае присоединения к себе другого юридического лица.

Для придания стабильности правовому режиму, установленному для потенциальных инвесторов Декретом от 28 января 2008 г. № 1 , исключается необходимость возмещения в полном объеме полученных налоговых льгот в случае ликвидации или реорганизации коммерческой организации в период действия налоговых льгот или в течение 3 лет после его истечения.

В целом Декрет № 4 будет способствовать либерализации экономической деятельности в Беларуси.


Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 2010 г. № 131 ”О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления“

Данный Указ предусматривает привлечение в экономику республики коллективных инвестиций (средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь).

По мнению Национального банка, коллективные инвестиции (фонды банковского управления, паевые и инвестиционные фонды) являются эффективным механизмом привлечения значительных объемов финансовых ресурсов за рубежом.

Суть деятельности фондов банковского управления заключается в объединении денежных средств и ценных бумаг населения и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) и последующем их инвестировании в объекты, определенные в Положении о фонде банковского управления, утвержденном данным Указом. В доверительное управление фондом не принимаются акции, распоряжение которыми ограничено Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”.

Фонд банковского управления является новым инструментом привлечения средств физических и юридических лиц.

Поэтому для детального изучения его позитивных и негативных сторон Национальным банком выбраны два наиболее подготовленных банка – ОАО “Белинвестбанк” и “Приорбанк” ОАО, в которых с 1 мая 2010 года по 31 декабря 2012 года и будет проведен эксперимент по созданию и функционированию фондов банковского управления.

В данном Указе предусмотрено, что доходы вверителей, полученные от участия в фондах банковского управления, не являются объектами налогообложения для исчисления налогов, сборов (пошлин); регистрация правил фонда и ведение реестра фондов возлагается на Национальный банк.

Указом предусмотрено, что Национальный банк до 1 марта 2012 года должен представить Президенту Республики Беларусь информацию о ходе проведения эксперимента и предложения о его продлении или придании нормам настоящего Указа постоянного характера и распространении их на все банки республики.



Версия для печати