ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

VIII. Регулирование денежно-кредитных отношений и банковской деятельности

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 ”Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь“

Данное постановление принято в целях перехода к конкурсной форме размещения заданий по кредитованию банками проектов в рамках государственных программ. Документ дает право заказчикам привлекать банки на конкурсной основе для финансирования государственных программ.


Постановление Национального банка Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 111

Документ упрощает государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Беларуси.

Документ предусматривает унификацию порядка и сроков осуществления процедур, сопутствующих государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в частности, согласование наименования банка, выдача документов о постановке на учет в государственных органах и разрешения на право изготовления печати, с аналогичными процедурами для коммерческих организаций. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 июня 2009 года "О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь" отменяется требование о представлении справки налоговых органов на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством нашей страны, для получения согласия Национального банка на приобретение более 5% акций в уставном фонде банка в случае увеличения уставного фонда.

В целях упрощения процедуры государственной регистрации банков отменяется требование о повторном представлении документов, ранее представленных в Национальный банк в соответствии с Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, срок действия которых не истек, а также со дня выдачи (легализации, нотариального свидетельствования, заверения) которых истекло не более одного года на дату представления в Национальный банк соответствующего заявления, ходатайства, предусмотренного данной инструкцией. Сокращается состав сведений, представляемых в Национальный банк при открытии структурных подразделений банка.

Также конкретизирован перечень документов, подтверждающих формирование уставного фонда банка в полном объеме при увеличении уставного фонда банка за счет средств участников (собственника имущества) банка и (или) иных лиц.

Постановление уточняет процедуру выдачи согласия Национального банка на приобретение более 5% акций в уставном фонде банка, разрешения НБ на приобретение учредителями (участниками) банка более 10% акций его в уставном фонде. В частности, при приобретении акций, не связанном с увеличением уставного фонда, отменяется требование представления баланса юридического лица за предыдущий год или за иной период, определяемый Национальным банком, вместе с аудиторским заключением, подтверждающим его достоверность и содержащим сведения о наличии у юридического лица собственных средств для внесения в уставный фонд банка. Упрощается получение согласия Нацбанка при осуществлении процедуры реорганизации банка. В данном случае таковым согласием будет признаваться решение о государственной регистрации реорганизованного банка. Кроме того, в выданном Национальным банком согласии будет указываться предельное количество акций либо доля в уставном фонде банка, которые могут быть приобретены в течение года.

Для обеспечения автоматизации процесса обработки сведений об учредителях банков скорректирован состав сведений, включаемых в список учредителей банка, представляемый в Национальный банк в электронном виде.

Помимо этого, в целях развития в стране рынка драгоценных металлов и драгоценных камней документом предусмотрено снижение размера нормативного капитала, необходимого для получения банком права на осуществление банковских операций по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгметаллов и камней во вклады (депозиты), с 25 млн. до 5 млн. евро в эквиваленте.

При внесении в специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности изменений и дополнений или для выдачи дубликата лицензии вводится требование о необходимости представления в Национальный банк документов, раскрывающих сведения о конечных бенефициарных собственниках банка, являющихся таковыми в отношении не менее 5% акций банка. Это призвано повысить прозрачность структуры собственности банков.

В соответствии с постановлением, оценку устойчивости финансового положения банка при рассмотрении вопроса о предоставлении банку права на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады, открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгметаллов и драгоценных камней, размещению драгметаллов и драгкамней в депозиты будет осуществлять правление Национального банка на основании имеющейся информации о деятельности банка, с учетом мотивированного заключения о возможности расширения лицензионных полномочий банка, подготовленного главным управлением банковского надзора.



Версия для печати