ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Последнее обновление - 10.01.2011 г.
РАЗДЕЛЫ
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
ССЫЛКИ
 
Реализованные мероприятия Планируемые мероприятия

 

IX. Развитие финансового рынка

Форма исполнения Содержание (основные направления) либерализации

Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 331 ”О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277“

Данный документ принят в целях совершенствования порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. Указом определяется порядок установления центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь корреспондентских отношений с депозитарием ценных бумаг иностранного государства.

Такие отношения будут оформляться договором об оказании услуг по учету прав на ценные бумаги между центральным депозитарием и депозитарием-нерезидентом по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в порядке и на условиях, определенных этим органом.

Установление корреспондентских отношений центральным депозитарием с депозитариями-нерезидентами позволит создать благоприятные условия для выхода ценных бумаг белорусских эмитентов на зарубежные фондовые рынки.

Указом изменяются требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) юридических лиц, имеющих право осуществлять депозитарную деятельность.

Расчет минимального размера собственного капитала будет осуществляться не в иностранной валюте (евро), а в базовых величинах, что не позволит колебанию валютного курса отразиться на стабильности функционирования депозитарной системы. Аналогичный подход будет применяется к определению стоимости чистых активов юридических лиц, имеющих право осуществлять эмиссию биржевых облигаций.

В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности на рынке ценных бумаг Указом снимаются отдельные ограничения, установленные для депозитариев республики законодательством.

Предусматривается, что юридические лица, осуществляющие депозитарную деятельность, могут иметь в собственности ценные бумаги, предоставляющие им в случаях, установленных законодательством, право на управление акционерным обществом. Кроме того, при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии) им предоставлено право осуществлять деятельность по доверительному управлению ценными бумагами (акциями) эмитента, с которым заключен договор на депозитарное обслуживание эмитента, а в случае отчуждения ценных бумаг депонентом – оказывать услуги депоненту по совершению через торговую систему открытого акционерного общества ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ сделок купли-продажи акций эмитента, с которым заключен договор на его депозитарное обслуживание.

В целях защиты сведений, содержащихся в реестре владельцев ценных бумаг, на юридических лиц, являющихся эмитентами акций, в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, возлагается обязанность разработки и утверждения регламента работы с этим реестром.

Наличие у эмитента акций регламента работы с реестром владельцев ценных бумаг значительно снизит риск недобросовестного использования информации, содержащейся в данном реестре, и повысит экономическую безопасность акционерных обществ, осуществляющих деятельность на территории республики.

Указом конкретизирован перечень ценных бумаг, которые могут выступать предметом залога по облигациям.

Предусматривается, что предметом залога по облигациям могут быть ценные бумаги третьих лиц – государственные ценные бумаги (за исключением именных приватизационных чеков ”Имущество“), ценные бумаги Национального банка, облигации местных исполнительных и распорядительных органов, закладные, депозитные сертификаты, облигации банков и (или) недвижимое имущество.

Данная мера направлена также на защиту прав и законных интересов инвесторов, поскольку в качестве обеспечения исполнения обязательств по облигациям смогут выступать высоколиквидные и обеспеченные ценные бумаги с наименьшим уровнем риска неплатежей по ним.

В целях создания благоприятных условий для самостоятельного привлечения инвестиционных ресурсов местным исполнительным и распорядительным органам предоставляется возможность осуществлять эмиссию облигаций без их обеспечения, поскольку фактическим заемщиком в данном случае выступает государство, интересы которого местные исполнительные и распорядительные органы представляют.

Кроме того, прибыль, полученная от погашения и реализации облигаций местных займов, но не выше их текущей стоимости на день продажи (за исключением брокерских и иных посреднических операций), будет освобождаться от обложения налогами на доходы и прибыль, а также подоходным налогом.


Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 8 ”О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3“

Данным Декретом внесены дополнения и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь".

Декретом устанавливается преимущественное право открытых акционерных обществ на приобретение собственных акций, на которые не распространяются ограничения по распоряжению этими акциями.

Документом также предусмотрено, что преимущественное право на приобретение собственных акций возникает у акционерного общества только после принятия общим собранием акционеров решения о выкупе собственных акций и размещения извещения об их покупке в информационной Белорусской котировочной автоматизированной системе открытого акционерного общества ”Белорусская валютно-фондовая биржа“. Это будет способствовать формированию более реальной цены на акции, так как информация в этой системе доступна всем участникам рынка ценных бумаг.

В целях оперативного реагирования акционерного общества на предложения граждан о продаже ими акций по иной цене, чем было решено собранием акционеров, общему собранию акционеров предоставлено право делегирования вопроса определения цены приобретения акций совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества.

В соответствии с Декретом гражданин вправе направить извещение о продаже принадлежащих ему акций самому обществу или разместить заявку на продажу акций в торговой системе биржи. При этом общество может воспользоваться своим преимущественным правом только в течение пяти дней после получения им извещения о продаже акций или размещения заявки в торговой системе биржи.

Декрет вступает в силу через месяц после его официального опубликования, является временным и представляется на рассмотрение Национального собрания Беларуси.


Указ Президента Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 367 ”О некоторых вопросах жилищного строительства“

Указом установлено, что привлечение застройщиком при строительстве жилых домов денежных средств физических лиц возможно только на основании договоров создания объектов долевого строительства, а также путем выпуска жилищных облигаций с учетом договоров (соглашений), заключенных между эмитентом и физическим лицом, предусматривающих обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций в соответствии с законодательством.

Это обусловлено тем, что некоторые застройщики заключают с гражданами договоры инвестирования строительства квартир, а не договоры создания объектов долевого строительства. При этом ими игнорируется тот факт, что согласно Инвестиционному кодексу Республики Беларусь под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций с целью получения прибыли, в то время как строительство жилья в большинстве случаев осуществляется для улучшения гражданами жилищных условий.

Кроме этого, Указом уточнено, что местные исполнительные и распорядительные органы вправе направлять застройщику в качестве дольщиков конкретных граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае, если такое направление отсутствует, застройщик вправе принимать этих граждан в пределах установленной квоты из числа обратившихся в порядке очереди.

Если местными исполнительными и распорядительными органами не определена категория лиц, которой должно отдаваться предпочтение при заключении договоров создания объектов долевого строительства, застройщик не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений независимо от наличия факта нуждаемости их в улучшении жилищных условий.

В связи с тем, что зачастую у граждан отсутствует информация о предполагаемом долевом строительстве в конкретном регионе, в Указе конкретизировано, что проектные декларации должны публиковаться застройщиками не менее чем за семь календарных дней до заключения договоров и не менее чем в одном государственном печатном издании, распространяемом в пределах административно-территориальной единицы. Информация о строительстве также должна размещаться местными исполнительными и распорядительными органами на их сайтах в сети Интернет и на информационных стендах в трехдневный срок после получения ее от застройщика.

В соответствии с Указом от 15 июня 2006 г. № 396 дольщик вправе уступить свои права по договору близким родственникам, круг которых определен. Данным Указом предусмотрено, что в случае, если новый дольщик является нуждающимся в улучшении жилищных условий, застройщик должен пересчитать ему стоимость 1 кв. метра в соответствии с ценой, установленной для таких граждан в данном жилом доме.

Также Указом установлено, что застройщик обязан в течение десяти рабочих дней после ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию информировать местные исполнительные и распорядительные органы, организации, в которых дольщики состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о строительстве этими дольщиками жилых помещений в данном жилом доме с указанием их общей площади.

Введение такой нормы обусловлено тем, что на практике при строительстве квартиры долевым способом граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не информируют местные исполнительные и распорядительные органы о строительстве. Кроме того, некоторые дольщики не регистрируют в местных органах регистрации недвижимого имущества и земельного кадастра возникшее у них право собственности на уже построенное жилое помещение. Указанные граждане могут повторно использовать возможность льготного строительства жилья, так как в исполкомах, в которых они состоят на учете нуждающихся, отсутствует информация о фактическом улучшении ими своих жилищных условий.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 198 ”О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740“

Данный документ направлен на упрощение порядка совершения сделок с ценными бумагами собственного выпуска и предусматривает возможность совершения на внебиржевом рынке сделок с акциями, стороной по которым выступает эмитент данных ценных бумаг.



Версия для печати